Слово Родина имеет множество синонимов. Отчизна, сторона отцов, родная сторона. Один из синонимов — колыбель. А совсем рядом слова — родной, близкий, любимый.
С чего начинается Родина? С тихой материнской песни, с родной улицы, верной дружбы и первой юношеской любви. Начинается с дороги, по которой ты пронесешь через всю свою жизнь память о самом сокровенном.
Чувство малой родины... В нем истоки патриотизма, а значит, и готовности к подвигу. Где бы ни находились наши земляки, на юге или за Полярным кругом, на Дальнем Востоке или в Европе, на далекой пограничной заставе или в море — они берегут в своем сердце частицу нашей необъятной России, свою малую Родину - Харламово. Она, как звездочка, освещает им путь. В памяти они вновь и вновь возвращаются в свое родное село, которому в 1999 году исполняется 105 лет и образованию совхоза 80.
В летний зной радуют нас своей прохладой березовые колки, что раскинулись среди раздольных полей вокруг села Харламово. И каждый имеет свое название. Старожилы помнят, что возле Беляевого озера и на Вещуре до начала 60-х годов были казахские аулы.
В Купаленский лес ребятишки со всей округи ходили купаться летом, а взрослые здесь изготавливали из белой глины саман для строительства жилья.
В Бардельском лесу была деревня; жители ее держали скот и птицу, выращивали для государства хлеб. Бып и свой ток. Старожилы назвали несколько имен бывших ее жителей: Нина Пётровна Данчишина, Тамара Петровна Гуркина, Лёонид Петрович Сидоров, Надежда Петровна Шрайбер. Их дети и внуки живут и по сей день в Харламово.
Есть в окрестностях села Гаретинский или Горелый, Бояринский, Корнеевский, Волчий, Дикий лес, Столино. Шум их листвы тоже хранит свою историю.
Сейчас мало кто знает, что Стрельцов лес носит имя деда Стрельцова - первого жителя села Присада, заядлого охотника, последним покинувшего свою деревушку в лесу. Деревня Присада была первым отделением совхоза имени Харламова. Рабочие занимались земледелием, был свой ток (заведовал им Григорий Губа), сушилка, своя электростанция - хозяйничал здесь Василий Ильич Иноземцев, он же и ветряк построил для подачи воды из колодца, позднее, с 1950 года до начала 60 годов, существовала начальная школа.
Татьяна Яковлевна Смагина — бывшая жительница села - рассказала, что после 7-го класса работала прицепщицей на тракторе. Помнит трактористов: Александра Петровича Леонова, Гавриила Карповича Тараненко, Василия Кабаченко, Николая Шведенко, Виктора Суздаля. А бригадирами тракторной бригады в разные годы были Степан Викторович Корнеев, Иван Ильич Иноземцев. На комбайнах работали братья Шкляры, Федор Кабаченко.
В большой конюшне держали лошадей, т. к. машин не было, на них возили зерно к сеялкам, а осенью от комбайнов на ток. Ухаживал за животными конюх Иван Шрайбер.
Замечательным кузнецом слыл Константин Карякин. В селе построили магазин, клуба не было, но молодежь собиралась на игры и танцы в помещении конторы.
По дороге в Таврическое сразу, справа за селом; в березовых колках до середины 70-х годов тоже была деревня. На месте свинарников, кормокухни, кузницы, бани, колодца с воротом теперь располагается кирпичный завод учхоза N 2. А рядом простиралась деревенская улица.
Долгие годы, с весны до глубокой осени разворачивала свой культстан вторая бригада. Рабочие сеяли на тракторах, комбайнами убирали урожай. Здесь и обедали, и заправляли технику топливом, производили мелкий ремонт.
Население же поселка работало на свиноводческой ферме: было четыре больших свинарника, где выращивали свиней, кроме: того, отдельно содержались лошади и волы, они нужны были для подвоза кормов, соломы, вывоза навоза. Бригадирствовал Иван Дорошенко, управляющим работал Афанасий Игнатьевич Пасько.
В 1937 году здесь стоял один барак, где жила семья Криsошеиныr: Мария Ивановна работала конюхом, Виктор - трактористом, Рая и Валя свинарками (это уже после войны, когда немного подросли).
Через год приехали Надежда Овечкина, Агафья Егоркина, семья Матюшенкиных и Петра Ристо. Во время войны и началось строительство свинарников. Постепенно вырос поселок, открылся магазин. Начали съезжаться люди.
Я сама родилась в этой деревне. Знаю каждую тропинку в лесу, помню буйное марево цветущей черемухи, помню имена людей и их лица, и маленькую печку во дворе, и вкус картошки из чугунка. Живут в Харламово первая жительница этого поселка Валентина Петровна Старшова и приехавшие всего на год позже Нина Ивановна Бондаренко, а в селе Лобково Надежда Ивановна Синева, в Таврическом Раиса Григорьевна Волкова - милые и дорогие моему сердцу люди.
По дороге к Таврическому зональному рыбопитомнику, справа от шоссе, видишь остатки фундаментов домов, деревья, которые когда - то росли в палисадниках домов села Кирпичное. Оно образовалось в 1932 году и входило в состав совхоза им. Лобкова, а в 1937 году перешло в состав совхоза им. Харламова. Здесь не только работал кирпичный завод, но и была большая конеферма. Перед самой войной привезли рысаков орловской породы. После окончания Великой Отечественной войны их, к сожалению, продали, причем, очень дорого. За лошадьми ехали покупатели из Казахстана, Южного Урала, Кемерово, Красноярска. Вновь создали животноводческую молочную ферму с телятником. Содержалась здесь, красная степная порода, получали хорошие надои молока — по 3200 литров от коровы в год. Доярка Мария Николаевна Давыд за доблестный труд была награждена орденом Ленина, не отставала от нее и Екатерина Николаевна Тишина. В 70-е годы коров перевели на вновь построенный молочный комплекс-гигант, и село перестало существовать. Бывшие жители села Кирпичное семьи Кулагиных, Кустовых, Ермаковых, Мануйло, Климовых, Миншутиных помнят, что стояли здесь десятиквартирный барак, частные дома, в смешанном магазине приобретали самые необходимые товары. В начальную школу с. Кирпичное из Харламово по лесополосе ходили учить детей грамоте Любовь Ивановна Липилина, ее дочь Раиса Борисовна, Мария Герасимовна Загорская, Лидия Степановна Симонова, Елизавета Романовна Агафонова.
Клуба не было. Но артисты - школьники из Харламовской средней школы — выступали прямо на улице у окон начальной школы под аккомпанемент Николая Уманца.
В трех километрах от Харламово привольно раскинулось среди берез село Лобково. Здесь издавна занимались земледелием: выращивали свеклу, кукурузу, зерновые (пшеницу, ячмень, овес), в 50-е годы выращивали свиней и сдавали на биофабрику трех-четырехмесячных поросят. В 1954 году было 14 тысяч свиней, славились своей работой свинарки Анастасия Павловна Пачина, Феша Кайдалова, Лидия Андреевна Губа, Любовь Григорьевна Попова, Ефросинья Макаровна Котенко, Варвара Павловна Пузанкова, Марфа Мартьянова, Октябрина Васильевна Воронцова. Управляющим долгие годы работал Петр Семенович Карницкий.
Возле Лобково находится Салотопка. Здесь тоже когда-то кипела жизнь. В 1933 году селяне заложили фруктовый сад, ухаживали, собирали отличный урожай яблок-полукультурок. В коптильне коптили совхозное мясо и сало. В конце 50-х годов там оставалась всего одна семья.
В маленьком поселочке Столино работал маслозавод, работала на нем и жила здесь же Лукерья Агеева. Ее дочь Валя Рутковская, родившаяся в Столино, проживает ныне в селе Харламово. До середины 60-х годов продержалась Треххатка. Свое название эта деревушка получила оттого, что до революции здесь жили три хозяина, стояло всего три землянки. Последним ее жителем оставался дед Куялов. Разводил совхозных курей. С 1932 по 1949 год здесь работала земледельческая бригада, занимавшаяся выращиванием зерновых культур.
На привольном берегу Иртыша до начала 90-х годов стояла деревенька с очень ласковым названием Николаевка, бывшее четвертое отделение учхоза N2.
Жизнь здесь тоже била ключом, на ферме и на полях трудились замечательные люди. Вот что рассказал бывший ее житель, ветеран труда Андрей Андреевич Лориш: «Название деревне дали три брата Николая, зажиточные люди. Они поселились на берегу Иртыша, построили три дома и сараи. С приходом советской власти жители деревни стали коммунарами, т. е. вошли в состав Сибирской коммуны.
В 1935 году образовался колхоз им. 18-летия Октября. Отец его Андрей Готлибович Лориш был председателем колхоза с 1940 по 1941 год.
В 1957 году колхоз был реорганизован, и Николаевка вошла в состав совхоза имени Харламова. Содержался здесь дойный гурт в 200 голов и 900 голов молодняка на откормочной площадке. Сеяли пшеницу, просо, овес на полях. Выращивали картофель. На огороде в 59 га росли капуста, лук, морковь, свекла, тыква, дыни. Был свой смешанный магазин, клуб, начальная школа, в которой в 1941-1942 годах учила детей Мария Яковлевна Храпач, а позднее Пана Харитоновна Мартыненко. Ушли на фронт мужчины, а за штурвал (рычаги) трактора ЧТЗ сели женщины Зоя Никитовна Лориш, Ольга Белянкина, Марина Русаева.
Не вернулись с полей сражений Илларион Клок, Андрей Московченко и его сыновья Иван и Василий, Алексей Левченко, Алексей Русаев, Степан Щербина, Федор Белянкин. Вернувшиеся с победой к родному порогу Иван Кораблев, Василий Клок, Иван Темник, Алексей Белянкин долгие годы жили и трудились в родном селе.
Хорошо, добросовестно ухаживал за животными скотник Саша Герцев, доярки Лида Белянкина, Мария Рыбалкина, Вера Будько.
Многие из них переехали на постоянное жительство в село Харламово, у которого тоже своя 105-летняя история. О нем с гордостью сказал Валерий Олейник:
Есть много песен, величающих столицы,
А я селом своим хочу гордиться.
Степенно здесь течет Иртыш-река,
Ходили берегом казаки Ермака.
Стоит и до сих пор мое село.
Следы других с годами занесло.
Исчезли с карты в буйном вихре лет,
Не всяк старик тех сел отыщет след.
Край мой родной, с березонькою белою,
Что во поле стоит невестою несмелою,
Иль ветви опустив вдовою сирою,
Качается над дедовской могилою.
Л. Олейник, краевед. 1999 г.
С чего начинается Родина? С тихой материнской песни, с родной улицы, верной дружбы и первой юношеской любви. Начинается с дороги, по которой ты пронесешь через всю свою жизнь память о самом сокровенном.
Чувство малой родины... В нем истоки патриотизма, а значит, и готовности к подвигу. Где бы ни находились наши земляки, на юге или за Полярным кругом, на Дальнем Востоке или в Европе, на далекой пограничной заставе или в море — они берегут в своем сердце частицу нашей необъятной России, свою малую Родину - Харламово. Она, как звездочка, освещает им путь. В памяти они вновь и вновь возвращаются в свое родное село, которому в 1999 году исполняется 105 лет и образованию совхоза 80.
В летний зной радуют нас своей прохладой березовые колки, что раскинулись среди раздольных полей вокруг села Харламово. И каждый имеет свое название. Старожилы помнят, что возле Беляевого озера и на Вещуре до начала 60-х годов были казахские аулы.
В Купаленский лес ребятишки со всей округи ходили купаться летом, а взрослые здесь изготавливали из белой глины саман для строительства жилья.
В Бардельском лесу была деревня; жители ее держали скот и птицу, выращивали для государства хлеб. Бып и свой ток. Старожилы назвали несколько имен бывших ее жителей: Нина Пётровна Данчишина, Тамара Петровна Гуркина, Лёонид Петрович Сидоров, Надежда Петровна Шрайбер. Их дети и внуки живут и по сей день в Харламово.
Есть в окрестностях села Гаретинский или Горелый, Бояринский, Корнеевский, Волчий, Дикий лес, Столино. Шум их листвы тоже хранит свою историю.
Сейчас мало кто знает, что Стрельцов лес носит имя деда Стрельцова - первого жителя села Присада, заядлого охотника, последним покинувшего свою деревушку в лесу. Деревня Присада была первым отделением совхоза имени Харламова. Рабочие занимались земледелием, был свой ток (заведовал им Григорий Губа), сушилка, своя электростанция - хозяйничал здесь Василий Ильич Иноземцев, он же и ветряк построил для подачи воды из колодца, позднее, с 1950 года до начала 60 годов, существовала начальная школа.
Татьяна Яковлевна Смагина — бывшая жительница села - рассказала, что после 7-го класса работала прицепщицей на тракторе. Помнит трактористов: Александра Петровича Леонова, Гавриила Карповича Тараненко, Василия Кабаченко, Николая Шведенко, Виктора Суздаля. А бригадирами тракторной бригады в разные годы были Степан Викторович Корнеев, Иван Ильич Иноземцев. На комбайнах работали братья Шкляры, Федор Кабаченко.
В большой конюшне держали лошадей, т. к. машин не было, на них возили зерно к сеялкам, а осенью от комбайнов на ток. Ухаживал за животными конюх Иван Шрайбер.
Замечательным кузнецом слыл Константин Карякин. В селе построили магазин, клуба не было, но молодежь собиралась на игры и танцы в помещении конторы.
По дороге в Таврическое сразу, справа за селом; в березовых колках до середины 70-х годов тоже была деревня. На месте свинарников, кормокухни, кузницы, бани, колодца с воротом теперь располагается кирпичный завод учхоза N 2. А рядом простиралась деревенская улица.
Долгие годы, с весны до глубокой осени разворачивала свой культстан вторая бригада. Рабочие сеяли на тракторах, комбайнами убирали урожай. Здесь и обедали, и заправляли технику топливом, производили мелкий ремонт.
Население же поселка работало на свиноводческой ферме: было четыре больших свинарника, где выращивали свиней, кроме: того, отдельно содержались лошади и волы, они нужны были для подвоза кормов, соломы, вывоза навоза. Бригадирствовал Иван Дорошенко, управляющим работал Афанасий Игнатьевич Пасько.
В 1937 году здесь стоял один барак, где жила семья Криsошеиныr: Мария Ивановна работала конюхом, Виктор - трактористом, Рая и Валя свинарками (это уже после войны, когда немного подросли).
Через год приехали Надежда Овечкина, Агафья Егоркина, семья Матюшенкиных и Петра Ристо. Во время войны и началось строительство свинарников. Постепенно вырос поселок, открылся магазин. Начали съезжаться люди.
Я сама родилась в этой деревне. Знаю каждую тропинку в лесу, помню буйное марево цветущей черемухи, помню имена людей и их лица, и маленькую печку во дворе, и вкус картошки из чугунка. Живут в Харламово первая жительница этого поселка Валентина Петровна Старшова и приехавшие всего на год позже Нина Ивановна Бондаренко, а в селе Лобково Надежда Ивановна Синева, в Таврическом Раиса Григорьевна Волкова - милые и дорогие моему сердцу люди.
По дороге к Таврическому зональному рыбопитомнику, справа от шоссе, видишь остатки фундаментов домов, деревья, которые когда - то росли в палисадниках домов села Кирпичное. Оно образовалось в 1932 году и входило в состав совхоза им. Лобкова, а в 1937 году перешло в состав совхоза им. Харламова. Здесь не только работал кирпичный завод, но и была большая конеферма. Перед самой войной привезли рысаков орловской породы. После окончания Великой Отечественной войны их, к сожалению, продали, причем, очень дорого. За лошадьми ехали покупатели из Казахстана, Южного Урала, Кемерово, Красноярска. Вновь создали животноводческую молочную ферму с телятником. Содержалась здесь, красная степная порода, получали хорошие надои молока — по 3200 литров от коровы в год. Доярка Мария Николаевна Давыд за доблестный труд была награждена орденом Ленина, не отставала от нее и Екатерина Николаевна Тишина. В 70-е годы коров перевели на вновь построенный молочный комплекс-гигант, и село перестало существовать. Бывшие жители села Кирпичное семьи Кулагиных, Кустовых, Ермаковых, Мануйло, Климовых, Миншутиных помнят, что стояли здесь десятиквартирный барак, частные дома, в смешанном магазине приобретали самые необходимые товары. В начальную школу с. Кирпичное из Харламово по лесополосе ходили учить детей грамоте Любовь Ивановна Липилина, ее дочь Раиса Борисовна, Мария Герасимовна Загорская, Лидия Степановна Симонова, Елизавета Романовна Агафонова.
Клуба не было. Но артисты - школьники из Харламовской средней школы — выступали прямо на улице у окон начальной школы под аккомпанемент Николая Уманца.
В трех километрах от Харламово привольно раскинулось среди берез село Лобково. Здесь издавна занимались земледелием: выращивали свеклу, кукурузу, зерновые (пшеницу, ячмень, овес), в 50-е годы выращивали свиней и сдавали на биофабрику трех-четырехмесячных поросят. В 1954 году было 14 тысяч свиней, славились своей работой свинарки Анастасия Павловна Пачина, Феша Кайдалова, Лидия Андреевна Губа, Любовь Григорьевна Попова, Ефросинья Макаровна Котенко, Варвара Павловна Пузанкова, Марфа Мартьянова, Октябрина Васильевна Воронцова. Управляющим долгие годы работал Петр Семенович Карницкий.
Возле Лобково находится Салотопка. Здесь тоже когда-то кипела жизнь. В 1933 году селяне заложили фруктовый сад, ухаживали, собирали отличный урожай яблок-полукультурок. В коптильне коптили совхозное мясо и сало. В конце 50-х годов там оставалась всего одна семья.
В маленьком поселочке Столино работал маслозавод, работала на нем и жила здесь же Лукерья Агеева. Ее дочь Валя Рутковская, родившаяся в Столино, проживает ныне в селе Харламово. До середины 60-х годов продержалась Треххатка. Свое название эта деревушка получила оттого, что до революции здесь жили три хозяина, стояло всего три землянки. Последним ее жителем оставался дед Куялов. Разводил совхозных курей. С 1932 по 1949 год здесь работала земледельческая бригада, занимавшаяся выращиванием зерновых культур.
На привольном берегу Иртыша до начала 90-х годов стояла деревенька с очень ласковым названием Николаевка, бывшее четвертое отделение учхоза N2.
Жизнь здесь тоже била ключом, на ферме и на полях трудились замечательные люди. Вот что рассказал бывший ее житель, ветеран труда Андрей Андреевич Лориш: «Название деревне дали три брата Николая, зажиточные люди. Они поселились на берегу Иртыша, построили три дома и сараи. С приходом советской власти жители деревни стали коммунарами, т. е. вошли в состав Сибирской коммуны.
В 1935 году образовался колхоз им. 18-летия Октября. Отец его Андрей Готлибович Лориш был председателем колхоза с 1940 по 1941 год.
В 1957 году колхоз был реорганизован, и Николаевка вошла в состав совхоза имени Харламова. Содержался здесь дойный гурт в 200 голов и 900 голов молодняка на откормочной площадке. Сеяли пшеницу, просо, овес на полях. Выращивали картофель. На огороде в 59 га росли капуста, лук, морковь, свекла, тыква, дыни. Был свой смешанный магазин, клуб, начальная школа, в которой в 1941-1942 годах учила детей Мария Яковлевна Храпач, а позднее Пана Харитоновна Мартыненко. Ушли на фронт мужчины, а за штурвал (рычаги) трактора ЧТЗ сели женщины Зоя Никитовна Лориш, Ольга Белянкина, Марина Русаева.
Не вернулись с полей сражений Илларион Клок, Андрей Московченко и его сыновья Иван и Василий, Алексей Левченко, Алексей Русаев, Степан Щербина, Федор Белянкин. Вернувшиеся с победой к родному порогу Иван Кораблев, Василий Клок, Иван Темник, Алексей Белянкин долгие годы жили и трудились в родном селе.
Хорошо, добросовестно ухаживал за животными скотник Саша Герцев, доярки Лида Белянкина, Мария Рыбалкина, Вера Будько.
Многие из них переехали на постоянное жительство в село Харламово, у которого тоже своя 105-летняя история. О нем с гордостью сказал Валерий Олейник:
Есть много песен, величающих столицы,
А я селом своим хочу гордиться.
Степенно здесь течет Иртыш-река,
Ходили берегом казаки Ермака.
Стоит и до сих пор мое село.
Следы других с годами занесло.
Исчезли с карты в буйном вихре лет,
Не всяк старик тех сел отыщет след.
Край мой родной, с березонькою белою,
Что во поле стоит невестою несмелою,
Иль ветви опустив вдовою сирою,
Качается над дедовской могилою.
Л. Олейник, краевед. 1999 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий