Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и "суда". Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. Д. Лихачёв

пятница, 20 января 2012 г.

Низкий поклон.

В августе 1963 года, после окончания историко-филологического факультета, я приехала на работу в Харламовскую среднюю школу. В отделе образования произошло знакомство с завучем школы Никодимовым Георгием Ивановичем. С ним вместе на его стареньком «Москвиче» мы поехали в Харламово.
Что ждет меня впереди, почему и в областном и в районном отделе образования усиленно предлагали другие места, говорили о плохих условиях работы. Мимо пробегали налитые спелым колосом поля да березовые рощицы, со всех сторон окружавшие село. От этого ландшафта как-то стало спокойнее на душе, по-домашнему тепло и уютно. Очень хотелось верить, что именно здесь мой отчий дом, мое место в жизни, моя судьба.
Второй человек, с которым свела на первых порах жизнь, была Анфиса Григорьевна Авраменко. Учитель начальных классов, человек большой души, чуткости и доброты. Это она подвела меня к школьному зданию. 0 том, что здание школы старое, я знала. Однако, увидев длинный приземистый барак с небольшими окнами, я растерялась. Но делать было нечего, я была связана словом, данным директору школы Тимофею Павловичу Козлову.
Радовало и вселяло надежду, что рядом уже во всю велось строительство нового школьного здания.

В коллективе более 20 учителей. Удачно сочетались люди разных возрастов. Представитёль старшего поколения Павел Николаевич Воронин. Человек академических знаний, остроты ума поражал своей огромной преданностью к математике. Каждую свободную минутку он решал математические задачи, искал и находил новые пути решения. Был отрешен от дел мирских, сиюминутной суеты. И на уроках его главное место занимала математика. И тот, кто хотел овладеть ею на его уроках, получал глубокие и прочные знания, навыки и умения. Они успешно поступали и учились в высших учебных заведениях.
Елена Григорьевна Беженарь отличалась мягкостью характера. Работало много супружеских пар: супруги Козловы, Никодимовы, Шиян, Схудобеновы, чуть позднее Командыковы, Строкины и другие. Может быть поэтому школа воспринималась как единая дружная семья с общими целями, задачами, надеждами. Очень надежными были учителя начальных классов - Ксения Семеновна Лихацкая, Анастасия Степановна Скиба, Мария Герасимовна Загорская. Каждый из них нам, молодым, старался передать частичку своего опыта помочь утвердиться.
Тепло принятая коллегами, я готовилась к встрече со своими учениками. Какие они, эти харламовские мальчишки и девчонки, которых мне предстояло вести по извилистым тропинкам знаний к сверкающим вершинам. Страшило то, что мне предстояло вести классы И.П. Рутковского, прекрасного, высокоэрудированного педагога.
Свою нагрузку я знала еще до распределения из письма директора школы. Она меня устраивала. Радовало, что я одновременно смогу вести и русский, и литературу, и историю. Тогда я еще не понимала, что вести одновременно в четырех классах три предмета - это море работы, которая забирает все время.
Вхождение в коллектив, адаптация в нем, знакомство с ребятами прошли легко. Рядом были старшие товарищи, отзывчивые люди. Много помогал Георгий Иванович Никодимов, его до сих пор считаю своим духовным наставником, человеком, с которым можно было говорить на любые темы, получить дельный совет, помощь и поддержку.
Время летело незаметно. Уроки, подготовка к ним, комсомольская работа, репетиции, концерты художественной самодеятельности, субботники на сооружении новой школы, которая на диво строилась быстро. Где-то в апреле начались отделочные работы, а 1-го сентября новая красавица-школа, оснащенная современным оборудованием, приветливо распахнула свои двери.
Светлые, просторные классы, широкие коридоры, спортзал, актовый зал, мастерские, столовая. Много света, простора, по сравнению со старой школой. Но на переменах пустело здание, бежали ребята к старой школе, смотрели в ее пустые окна, прислушивались к глубокой тишине. Глядя на ребят, я думала, какие самоотверженные, верные их сердца, как они умеют чувствовать, понимать чужую боль. Как велико в их душах сострадание, привязанность, любовь.
Оглядываясь назад, спрашиваю, а все ли я сделала чтобы мои ученики выросли добрыми, отзывчивыми людьми, любящими труд, беззаветно преданными своей Родине?
Были и ошибки, и просчеты, и максимализм, так присущий юности... Перебираю старые фотографии, вглядываюсь в родные лица моих одиннадцатиклассников. Одухотворенное Павлика Козлова—одного из лучших учеников, так рано ушедшего из жизни... Озорные глаза Нины Олейник, а рядом задумчивая Валя Варакина. Не по годам взрослая и рассудительная Нина Лихацкая. Серьезная Тамара Воронина, Юра Горлач, Витя Чижов и Коля Ябров.
А у окна — комсорг класса Володя Емельянов и его лучший друг - Юра Назаренко.
Чуть впереди — Тамара Тюшникова, а сзади — Рая Москаленко и Эрланда Тислер.
По разному сложились судьбы моих ребят. Многие из них поступили в ВУЗы, все стали хорошими специалистами.
Сбылась мечта Юры Назаренко и Володи Емельянова - они стали военными, Володя, полковник в отставке, за плечами —Афганистан и 22 самых трудных дня в Чернобыле. Побывал в Афганистане и Коля Ябров, специалистами сельского хозяйства стали Нина Олейник, Валя Варакина, Павлик Козлов и другие. Гена Скиба продолжил семейную династию - стал учителем. Сейчас директор Усть-Заостровского СПТУ. Володя Гвоздиков—инженер-мостовик.
Всегда интересуюсь судьбой моих ребят, радуюсь их успехам. Пролетели годы, выросли, возмужали мои ребята, у многих уже дети переступили школьный порог. А для меня они остались моими учениками, и каждая встреча с ними- свидание с юностью. Только гораздо позднее я оценила главное в моих ребятах — их доброту, целеустремленность, чувство долга, человечность. Харламовская школа в моей судьбе занимает особое место. Отсюда начался мой трудовой путь. Здесь я состоялась как человек, как учитель. За все хорошее, что есть во мне, считаю обязанной этой школе, ее учителям и ученикам.
И в день тридцатилетия школы хочется ей низко поклониться и пожелать огромного счастья всем, кто вышел из ее стен, кто сидит за парта- ми и стоит у учительского стола. Пусть ясными будут ваши дни, пусть печали и невзгоды обходят стороной, успехов, благополучия.
З. Байджурак, инспектор роно.
Из книги «Спасибо, школа, тебе!»




Комментариев нет:

Отправить комментарий