Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и "суда". Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. Д. Лихачёв

понедельник, 2 января 2012 г.

...А в детство заглянуть так хочется.

К вечеру встречи выпускников.
С вечера свирепствует метель. При свете крошечной коптилки семья укладывается спать. Потом мама задувает коптилку, и наступает тишина. Слышно, как воет в трубе ветер, воет на все голоса, становится порой жутко, но рядом на теплой печке бабушка и брат, посапывающий во сне. Рано утром, чуть забрезжит в маленьком окне, завывания ветра продолжаются.
-Дедушка, уже пора в школу? (Часов в доме нет).
-Спи, сегодня школы не будет, флаг вывесили.
Прекрасно, можно подольше понежиться на теплой печи. А флаг над крышей школы вывешивает ночной сторож во время затяжной метели (зимой у нас они были частыми). Все подходы к школе заметало. Деревня, утопая в сугробах по самые трубы, лениво курилась дымком, хозяйки топили печки. Занятий не будет, флаг - сигнал, чтобы дети из дальних концов деревни не вздумали пробиваться в школу вопреки бурану.
Школа - длинный барак, окруженный садом. Сад хорош. Летом здесь уютно и красиво. Всюду ухоженные руками юннатов гряды овощей, миниатюрные поля зерновых, льна, разбиты клумбы с великолепными цветами, с чудными латинскими названиями на этикетках.


В саду яблочки, ягодные кустарники. Перед фасадом школы на солнечной стороне огромная клумба с яркими буквами из цветов «Слава Сталину», у хоздвора школы группа юных кролиководов занята уходом за животными. А главный генерал этой армии юннатов -животноводов, полеводов, овощеводов, цветоводов -директор школы Ианнуарий Иванович Семенов (светлая ему память). Маленький, щупленький, с седыми взъерошенными, волосами, с косящим глазом, он успевает везде, он знает здесь все, отдает команды, принимает рапорт бригадиров, устраивает шумные разносы. Вот он на конце школьного участка закладывает опыт с полеводами, на ярко-голубом поле цветущего льна мелькают здесь и там марлевые колпачки, юннаты надевают их на цветки льна, ведут наблюдения. Все лето школа гудит от детских голосов, здесь нет места скуке, с удовольствием бегут ребятишки на участок, чтобы полить, взрыхлить, увидеть новый расцветший цветок.
А осенью школа везет на выставку в район плоды своего труда. В машину (трехтонку) пятеро старшеклассников с трудом тащат тыкву гигантских размеров, девочка держит в руке горшок с роскошной геранью, где на одном стебле распустились белые, красные, фиолетовые и розовые бутоны (это чудеса прививок). В руках мальчика мощный куст паслена, на корнях которого висят клу5ни картофеля, а на стеблях черные ягоды паслена и красных томатов. Тоже итог колдовских опытов юннатов. Вот старшеклассник Николай Миронченко тащит куль картофеля, этот урожай его бригада овощеводов вырастила из одного клубня, при посадке расщепив глазки на части. Среди овощеводов - Коля Федюнин, мой одноклассник, а ныне проректор Омского пединститута Николай Иванович Федюнин.
Девочки-цветоводы во главе с руководительницей Евгенией Алексеевной Калинниковой (она преподаватель английского языка и энтузиастка школьного цветочного фронта) несут великолепные букеты диковинных цветов в подарок районной августовской учительской конференции. В районе таких цветов нет, она каким-то чудом связана с сочинским дендрарием и оттуда выписывает семена и кустарники декоративных культур, которыми украшает Харламовскую среднюю школу. А внутри школы - длинный узкий коридор и тесные классы с подслеповатыми окнами. В каждом классе печь, топка из коридора. В 4 часа утра ночной сторож затапливает все 12 печей, в 8 утра к началу занятий становится тепло, правда, угарно, чадно, темно, в каждом классе одна керосиновая лампа, она едва освещает учительский стол и доску.
Вспоминается урок литературы. Его ведет Анастасия Ефимовна Семенова - грузная пожилая женщина, в темной, почти монашеской одежде, с крупным некрасивым лицом, но когда она начинает читать стихи, ее глаза зажигаются удивительно ярким светом, лицо преображается и становится прекрасным. Как она читает! Артистка! Великолепная дикция, меняется ежеминутно тембр голоса. Учительница становится удивительно красивой. Класс заворожено слушает стихи Пушкина, сказку «Волшебник изумрудного города». И сама она кажется героиней какой-то прекрасной сказки. Ее хочется слушать и слушать. Прозвеневший  звонок раздражает, уходить с урока не хочется.
Перемена. Мальчишки вихрем несутся по узкому коридору, дергают за косы девочек, сбивают с ног зазевавшегося. Больно и обидно до слез.
Маленькую зареванную девочку заметил завуч школы - высокий стройный мужчина с кудрявым чубом, с добрым улыбчивым лицом. Он берет ее на руки и носит по коридору, успокаивает. А я с высоты его роста гордо смотрю на детей, которые явно завидуют мне. Завуч - Захарий Павлович Недовизий. Иногда он сидит у нас на уроках, и мы испуганно оглядываемся назад, хоть бы не опозориться.
Мой дед Ефрем Яковлевич Ристо - завхоз школы. Его забота, в числе прочих, привезти в школу красивую елку к новогоднему празднику.
Из лесничества, что на правом берегу Иртыша, в санях, закутанный в тулуп дед возвращается с красавицей елкой. Сколько в школе хлопот! Все игрушки самодельные, все классы включаются в работу по производству елочных игрушек на конкурс: 50-метровые цепи из цветной бумаги, гирлянды из луковиц, цветные бумажные фонарики. Вся школа — мастерская Деда Мороза, сколько радости, ожидания подарков, праздника! Готовится праздничный концерт часа на три. Приходят взрослые, родители, просто жители села, даже на репетиции. Ставится сказка-спектакль «Снегурочка» Островского и руководит спектаклем несравненная Анастасия Ефимовна Семенова. Какой спектакль! А подарки Деда Мороза — чудо для нашего голодного детства: в самодельных раскрашенных кулечках (учителя тайно старались для своих классов!). И чего только нет в этих ярких кульках: кедровые орешки, разноцветные конфетки-подушечки, красное яблоко (верх детского восторга!), печенье, мармелад. Новый год - самый счастливый праздник. Сказка!
Рядом со школой - жилой барак. Половину занимают учительские квартиры, во второй половине военный госпиталь. Здесь находятся на излечении раненые солдаты, эвакуированные сюда из прифронтовых госпиталей. И мы, дети, бываем в гостях у раненых, стираем бинты, читаем им книжки.
Весной специальные дозорные под командой школьного географа доносят о начале ледохода на Иртыше. И вся школа снимается с занятий и дружной лавиной устремляется к Иртышу. Мы наблюдаем великолепное зрелище - ледоход. Оно впечатляет, запоминается на всю жизнь. А на берегу под аккомпанемент грохочущих льдин, звонких ребячьих голосов разжигаются костры, печется картошка, вкуснее которой нет ничего на свете, выступают импровизированные артисты, устраиваются конкурсы, игры, соревнования. Заядлые рыболовы пытаются что-то поймать на удочки, отдалившись от шумного сборища.
Милая, родная школа! Помню свой 3-й класс. В этот день к нам пришла новая учительница. Стройная молодая женщина с военной выправкой и строгими глазами. Это Мария Никифоровна Никодимова. Она вернулась с фронта. На уроке пения она научила нас военной песне, из серии солдатского фронтового фольклора:
Эх, крепки ребята-«ястребки»,
С «Мессершмиттом» справится любой,
Ты согрей нас жарко, фронтовая чарка,
Завтра утром снова в бой.
До сих пор слова и мелодия песни звучат в памяти. В 5-ом классе к нам пришло на уроки столько новых учителей! Очень морозный день, окна промерзли насквозь, в классе тепло, угарно, открывается дверь и заходит географ - юное существо, почти девочка, худенькая, с личиком сказочной принцессы и непривычным именем — Эвелина Александровна. Она к нам приехала из Москвы. Очень интеллигентная и совсем не похожая на деревенских жителей. Она жутко мерзнет, судорожно кутаясь в старенький шарф. И мы, девочки, наваливаем на нее свои вязаные теплые платки из овечьей шерсти, укутываем ее ноги полярными шалями, в которые нас завертывают матери, отправляя в школу - согреваем свою учительницу.
А как весело на уроках физкультуры. Георгий Иванович Никодимов — молодой, чернобровый, самый красивый из учителей в школе, разучивает с нами игру «Ой как мыши надоели, развелось их, просто страх!».
На урок русского языка пришла молоденькая учительница, с тонкими, иконописными чертами лица, в нее с первого взгляда влюбились и девочки, и мальчики. Такие лица на картинах рисуют. Это Елена Захарьевна Недовизий.
Воспоминания, воспоминания... Память услужливо подсовывает эпизоды далекого милого детства, трудного, сурового, но по-своему счастливого. Хочется написать о многих своих земляках, свидетелях моего детства, об учителях, фамилии и имена которых стерлись из памяти, но остались их дела, действия, их лица, стремление «сеять разумное, доброе, вечное».
В. Купченко, ветеран педагогического труда.

Из книги "Спасибо, школа, тебе!"
Ждём ваши воспоминания о школе, о Харламово, рассказы о своей жизни, об одноклассниках и т.д.

Комментариев нет:

Отправить комментарий