Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и "суда". Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. Д. Лихачёв

воскресенье, 8 января 2012 г.

Нам дружба строить и жить помогает.


1894 год. В полном разгаре реформы П. А. Столыпина.
Крестьян прельщает идея жить и работать на свободных землях Сибири.
«И потянулись за вольготной далью отчаянные русские сердца». Вместе с крестьянами центральной полосы России в 1894 году приехали братья Телегины. Место, куда приехали братья, было привольное. На левом низменном берегу Иртыша раскинулись заливные луга с высокими сочными травами. Ежегодно разливаясь весною, Иртыш образовывал много протоков и озер, где было полно рыбы, а в лесах и полях водилась всякая дичь. Благодатная лесостепь с плодородной землей в то время принадлежала полковнику Сибирского Казачьего войска Беляеву. Сам полковник проживал на правом берегу Иртыша в казачьей станице Ачаир, а земли за рекой сдавал в аренду переселенцам.
Первое время братья Телегины арендовали у Беляева небольшой участок земли на 6epery Иртыша. Там они построили себе землянку и жили вместе. 3атем братья разделили свое имущество. Старший, Григорий Петрович, арендовал, а позднее купил у Беляева весь его надел земли и старую усадьбу, поселился в небольшом доме. Он повел хозяйство по-своему: построил небольшую мельницу, завел скот. Основной доход Телегину давала мельница. На распаханном участке земля была малоплодородная. Основные посевы он производил у казахов на целине, получая высокие урожаи пшеницы. Свою же землю использовал под выпаса и заготовку сена. Телегины богатели, стали нанимать батраков. В 1915 году старая мельница сгорела (ходили слухи, что застрахованную мельницу поджег сам Телегин). Мельницу привезли новую, деревянную. В 1916 году Телегин построил себе большой дом. Дело у Телегиных процветало: пшеницей они торговали даже с заграницей. Но новой мельницей им пользоваться не пришлось, т. к. в стране произошла революция. Телегины были раскулачены, имущество конфисковано.


В 1919 году, 19 декабря, на базе хозяйства Телегиных был организован совхоз N 26. Некоторое время управляющим оставался Михаил Григорьевич Телегин.
С 1920 по 1924 годы совхоз находился в ведении Губземотдела. С 1924 по 1927 г. совхоз принадлежал Химкомбинату и назывался «Колосс». В то время в совхозе было около 8000 га пахотной земли. Для обработки ее не хватало рабочих. Поэтому совхоз разделили на два хозяйства. В соседней деревне, называвшейся Ярцево, был организован новый совхоз, которому было присвоено название в честь руководителя омских большевиков, члена гyбкома Лобкова. В совхозе имени Лобкова были построены четыре больших саманных дома (барачного типа), в которых размещались контора, столовая, общежитие и несколько квартир для семейных рабочих. Для детей была построена кирпичная школа. Ближе к Иртышу расположились молочная ферма и небольшой кирпичный завод. Совхоз им. Лобкова процветал до 1937 года, а затем был вновь присоединен к совхозу N 26.
С 1927 по 1930 г. совхоз N 26 входил в состав Сибсельтреста, находящегося в г. Новосибирске. Директором совхоза был Толкачев. В те годы это было сравнительно небольшое хозяйство. Рабочих было недостаточно, техника самая примитивная, в основном, на конной тяге. Капитальных животноводческих помещений не было. Совхоз имел всего около 80 дойных коров и две отары грубошерстных овец. Профилированных дорог в совхозе не было, в Омск ездили только на лошадях. Летом по Иртышу ходил маленький пассажирский пароход «Омич». Он причаливал к 6epery напротив совхоза.
Совхоз считался семеноводческим, но уже в 1930 году реорганизовался из зернового в свиноводческий. В 1930 году в Омской области был организован трест свиноводческих совхозов, куда вошел и совхоз N 26. Свиньи были закуплены в северных районах беспородные, полудикие. Свинарников не было, свиньи помещались в приспособленных помещениях, рацион для свиней состоял из одних концентратов из-за отсутствия опытных свинарей.
В 1937 году совхозу N 26 было присвоено название «Харламовский» в честь министра совхозов т. Харламова.
В этом же году совхоз им. Лобкова был присоединен к совхозу им. Харламова. На базе Лобковского отделения на кирпиченской ферме стало развиваться молочное животноводство.
Росла молочно-товарная ферма, надои повышались. Заработная плата увеличивалась. Появились первые стахановцы. Были построены новые школа, клуб, столовая, покупалась новая техника, строилось жилье для рабочих. «Жить стало лучше, жить стало веселей». В 1936- 37 годах были самые высокие показатели по надою молока, показатели урожайности в семеноводстве. Радости от успехов не было конца. Но неожиданно пришла беда! 22 июня, воскресный день, день отдыха был омрачен небывалым горем. Радио принесло весть: напал на нас жестокий враг - Гитлер. Он поднял руку на наше счастье. Это известие застало жителей врасплох: кто-то был дома, кто-то на работе, кто-то отдыхал на пляжах Иртыша вместе с директором совхоза Петиным.
Отдыхающие увидели скачущего всадника. «Война! Война!» — кричал он. Все поспешили к конторе. Стали организовываться отряды добровольцев. Почти все мужчины были призваны в ряды Красной Армии. В совхозе оставались старики, женщины и дети, на плечи которых легли все работы в полеводстве и животноводстве. Люди работали, не жалея сил, под девизом «Все для фронта, все для Победы». Многие женщины сели за руль трактора. Хлеб сеяли и убирали вовремя и без потерь. Скот был накормлен. Многие проявили себя как герои труда. Вот их имена: Екатерина Ильинична Кочерга - конюх, впоследствии управляющая отделением, Наталья Усачева - комбайнер, Валентина Старшова - свинарка, Екатерина Кочерга, Федор Макаренко - трактористы, Федор Московцев - плотник, Надежда Петровна Сидорова - свинарка, Иван Громков -управляющий 2 фермы, Ольга Хоркуш - трактористка, Мария Волкова - конюх, Иван Ябров - комбайнер, Мария Гуркина — свинарка, Мария Лешко, Мария Смагина — доярки, Екатерина Чернушкина — трактористка, Иван Дорошенко — управляющий фермы N 2, Василий Берлиба — разнорабочий. Это не весь перечень фамилий, достойных похвалы.
Шли годы. Войне, казалось, не будет конца. На фронтах погибли и пропали без вести около 250 человек. Имена павших занесены в списки погибших на стенды музея. Их письма с фронта, награды, фотографии бережно хранятся. Вот некоторые имена погибших: Петин Тихон Егорович, Кочерга Павел Александрович, Никодимов Дмитрий Иванович, Захаров Андрей Егорович, награжденный четырьмя орденами, в том числе орденом Кутузова посмертно, Зарубайло Андрей, Анатолий Ларюшин, Иван Боровских, Николай Семенов, Владимир и Андрей Адабиры, Иван и Андрей Гуркины, Павел и Иван Кочерга и многие другие солдаты-герои, шагнувшие в горнило войны со школьной скамьи.
1945 год. 9 Мая — День Победы! Это и радость, и слезы о погибших. Время шло. Утерев слезы, харламовцы и солдаты, вернувшиеся с войны, стали крепить совхоз: было построено несколько жилых домов, заново построили добротные свинарники, скотные дворы, переоборудовали мельницу, готовящую размол. Стали повышаться надои молока, росли привесы молодняка. Для повышения роста благосостояния населения в 1957 году были присоединены земли колхоза им. 17-го партсъезда. Этот колхоз состоял из 5 населенных пунктов: Сибкоммуна, Николаевка, Камышино, Фадино, Бодрово. Укрупнение совхоза новыми, более плодородными посевными площадями дало свои результаты: урожайность резко повысилась, повысились надои молока. Привесы скота по Сибкоммуновскому отделению были самые высокие в районе. Сибкоммуновские доярки боролись за трехтысячные надои молока. Доярки Н. Любаневич, М. Виянт, Е. Пшонова, Евтушевская были наrраждены орденами «Знак Почета» , несколько раз награждались ценными подарками. Бригадиром животноводства в Сибкоммуне в то время был Н. Д. Пшонов. Поэтому газета «Слава труду» называла их. Пшоновцами.
На других отделениях совхоза передовиками производства были доярка Надежда Эдвардовна Гаврилова, которая вышла позднее на рубеж четырехтысячниц, а также Надежда Минаевна Трухина, Мария Николаевна Давыд, Е.. Тишина; свинарки М. Королькова, Татьяна и Мария Смагины, Липилина; трактористы Василий Кочерга, Юстус Готфрид, Теске Готфрид, Фляум, Федор Сидоренко, шоферы Б. Заброда, В. Суриков, Пономарев, Павленко.
В совхозе широко вводилась механизация трудоемких процессов. В этом помогали заводы им. Ворошилова, Баранова. На молочных фермах установили подвесные дорожки для раздачи кормов и удаления навоза; приборы для машинного доения. В совхозе было парниковое хозяйство; небольшой поливной огород и пасека.
Совхоз им. Харламова стал передовым хозяйством Таврического района. Здесь проводились семинары по распространению передового опыта.
В 1959 году совхоз им. Харламова был передан Министерству сельского хозяйства в непосредственное подчинение сельхозинститyту имени Кирова; как учебное хозяйство для студентов. Хозяйство стало называться - учхоз N 2..
Перемены в жизни произошли большие. Учхоз N 2 был подключен к государственной электросети, а в 1973 году подведен водопровод от реки Иртыш. Был расширен участок поливных земель. Благодаря ряду прославленных агрокультурных мероприятий хозяйство достигло хороших результатов в получении высоких урожаев зерновых культур. В области молочного животноводства: в учхозе также был проведен ряд мероприятий по повышению продуктивности стада: искусственное осеменение коров; отбор телок на племя от высокопродуктивных коров дали свои результаты:— в учхозе N 2: появились доярки - пятитысячницы. Животноводы учхоза добились самых высоких показателей по надоям молока по району и области.
Учхоз стал прирастать новыми достижениями: были построены прекрасный Дом культуры ; столовая; общежития для студентов, многоэтажные дома; асфальтированы дороги, выстроены целые улицы кирпичных и панельных домов, кирпичная школа, новое здание конторы. Дома были оснащены паровым отоплением. И все это было, когда руководил учхозом N 2 Григорий Кириллович Бридер, человек кристально чистый, душевный и человечный. Он рано ушел из жизни, но оставил добрую память в сердцах жителей Харламово.
Анатолий Степанович Мажуга, директор учхоза с 1978 года, продолжал строительство жилых домов и животноводческих помещений. Жилого фонда было столько, что вновь обращающиеся семьи сразу получали ключи от квартир.
За годы существования совхоза из числа рабочих и служащих были отмечены орденом Ленина Мария Николаевна Давыд, Нина Александровна Дворникова, Петр Петрович Фирсов; орденом Трудового Красного Знамени — Мария Николаевна Давыд, Мария Ивановна Аверина, Владимир Петрович Овчинников, Иосиф Иосифович Рупп, Александр Семенович Суслов, Николай Гаврилович Жосан, Олыа Дмитриевна Яковлева, Степан Матвеевич Старшов, Николай Александрович Кононенко; орденом «Знак Почета» — Григорий Кириллович Бридер, Владимир Николаевич Старцев, Николай Иванович Шрайбер, Нина Петровна Любаневич, Виктор Яковлевич Виянт, Степан Матвеевич Старшов; медалью «За трудовую доблесть» — Владимир Герасимович Гришилов, Анатолий Петрович Пачин, Григорий Николаевич Коломиец; медалью «За трудовое отличие» — Надежда Минаевна Трухина, Виктор Григорьевич Коптелов, Виктор Георгиевич Павлов, Анна Павловна Ширшова. Вот так жил и развивался учхоз N 2 в годы «застоя», так любили свое село земляки, любили работать, жить и веселиться, достигать высоких надоев и привесов, больших урожаев, совершенствовать себя и село. Стремиться и достигать недосягаемое.
Но всему, наверное, есть предел. 1985 год перевернул все с ног на голову. Перестройка! Перестройка! Я бы назвала 1985 год «черным годом России».
Не углубляясь в дебри политики, можно сказать, что мы действительно «перестроились»: растоптали все, что было достигнуто большим трудом советских людей, оплевали наш коллективный труд, нашу науку, нашу школу и все, что было по крупице создано руками простого народа.
Что сделали со страной и людьми так называемые «демократы» и «прихватизаторы», можно проследить по состоянию дел в учхозе N 2. Молочное высокопродуктивное показательное стадо коров сокращено на 90 процентов, построенные коровники животноводческого комплекса разграблены при попустительстве ответственных руководителей, сельскохозяйственные площади изобилуют сорняком, урожайность полей беспредельно низка, 80 процентов рабочих не имеют работы. Пьянство от безысходности, воровство от нищеты и голода, беспризорность детей от отсутствия должной идеологической и кружковой работы — вот перечень бед, достигнутых ельцинскими реформами! Чем же нам гордиться?! Этими словами мы должны дополнить стенды музея о дальнейших «достижениях» в жизни нашего совхоза.
С благодарностью отмечаем старожилов, предоставивших музею исторические данные о развитии и жизни совхоза N 26 и его жителей — это Екатерина Максимовна Чернушкина, Екатерина Ильинична Кочерга, Мария Никифоровна Никодимова.
А. Абрамова, Г. Никодимов,
ветераны педагогического труда. 1999 год.
Из книги «Спасибо, школа, тебе!»

Комментариев нет:

Отправить комментарий