Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и "суда". Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. Д. Лихачёв

воскресенье, 18 февраля 2018 г.

Памяти погибших летчиков



 Огромное небо - одно на двоих: продолжение.


Бескрайнее синее небо опускается до самой земли. Земля, что приняла небольшой испытательный самолет МИГ-15 43 года назад, а вместе с ним двух летчиков, двух капитанов, героев и просто молодых людей, мечтающих жить, летать, любить… Берег Иртыша вблизи Копейкина. Обрыв. На его вершине совсем недавно установили памятник людям, спасших многих ценой своей жизни.
Вовка Малюкин – один из героев, был шустрый, смелый, да что там, отчаянный парень. Летать хотел с детства – насмотрелся фильмов, книгу «Повесть о настоящем человеке», казалось знал наизусть. Лет в 13 где-то раздобыл летный шлем. Наряжался. Хвастался. Двоюродная сестра Галя, вместе с которой и прошло его детство, братом восхищалась. В любой игре он первый, в любом деде – рулевой. Спасать масло и колбасу из колодца тоже он полез, а ведь ещё и десяти лет ему не исполнилось.

- Холодильников не было, продукты хранили в ведре, которое опускали в колодец, вспоминает Галина Ивановна. – Баловались, задели ведро, оно опрокинулось, продукты выпали. Родителей дома нет - страшно: придут, ругать станут. Что делать? Совместными усилиями подтащили лестницу, спустили, лезть в студеную воду – желающих нет. Володя полез.
Женщина рассказывает плача и улыбаясь одновременно. За той историей, что теперь изучают школьники – участники велоклуба «Я - капелька России» Харламовского ДК, которые и стали инициаторами восстановления памятника, стоят люди, один из них для Галины Ивановны – родной. Потому, слёзы. Боль потери не ушла с годами, лишь слегка притупилась. Каждый раз она вспоминает, как хотел он жить. Растить детей, их у него трое. Младшему не было и полутора лет, когда не стало отца. Как умело играл он на трубе в составе духового оркестра на местных танцах – лет в 14 прочитал, что у летчика должны быть сильные легкие. Как учился в аэроклубе ДОСААФа, прыгал с парашютом, упиваясь полетом. Как закончил Армавирское высшее авиационное училище летчиков… И как 43 года им, близким родственникам, объявили после очередного полета, что Владимир пропал без вести. Четыре дня самые близкие ему женщины: жена, дочь, мама, сестра, собравшись в одной квартире – вместе легче, ждали вестей. Теряя надежду, веру и обретая вновь.

У Владимира не было отца, пропал без вести сразу после войны, когда отправился на Украину узнать: можно ли его семье вернуться домой. Мама мальчика, Таисия Ивановна, ждала мужа долго – нескоро позволив себе отношения с фронтовиком, директором соседней школы Петром Александровичем Зулиным. Он-то и стал мальчишке отцом: вместе читали книжки, ходили на рыбалку, управлялись по хозяйству…  Наверное, он и помог сделать парню свой профессиональный выбор, поддержал его в первых шагах к полету…
17 марта 1975 года при испытательных полетах самолета МИГ-15 командир авиаотряда Анатолий Антоненко и командир корабля Владимир Малюкин, узнав о неисправности корабля, поняли, что самолет сейчас рухнет. Выбор небольшой: катапультироваться, спастись, но тогда огромная махина упадет на село, похоронив под собой ничего не подозревающих жителей, или пытаться увести ее от села и погибнуть самим. Говрят, что Анатолий Антоненко – руководитель полета, кричал напарнику: «Прыгай, спасайся». Владимир выбрал свой путь.
- Он был обычным парнем, хорошим, добрым, но обычным – говорит Галина Ивановна, - я думаю, он надеялся. На счастье, на удачу. Вопреки всему на жизнь. Потерявший управление самолет они пытались отвести к Иртышу- возможно, вода хоть немного смягчит удар.
Самолет врезался в берег Иртыша, войдя в землю на 8 метров. Начался пожар. Поисково-спасательный отряд, сформированный тут же из военнослужащих 64 авиационного полка, на вертолете обнаружил обломки истребителя в трех километрах от села Копейкино. Хоронили летчиков в закрытых гробах на Северном кладбище города Омска. Как теперь стало известно, лишь для того, чтобы отдать героям последние почести. Настоящая же могила тут, на берегу Иртыша, где и установлен памятник, где после долгой разлуки побывали родные Владимира Малюкина: дочь Юлия, которая уже старше своего 29-летнего отца, его двоюродная сестра Галина Ивановна Чупринова, племянница, рожденная через три месяца после его гибели.
- В 29 лет принять решение о добровольной смерти, наверное, это трудно, - Юлия не перестает удивляться и сожалеть, горевать и гордиться силой духа своего отца.
На память, на жизнь ей, как и другим детям капитана Малюкина, остались лишь воспоминания о том, как катал он их на шее, гудел, как самолет, подкидывая к небу – к его небу, о котором мечтам и в котором погиб. А еще часы, остановившиеся в минуту гибели, летный шлем и обгоревший воротник его куртки.
Мама героя, Таисия Ивановна, до самой смерти хранила его вещи.
Родные и близкие героя от всей души благодарят велоклуб «Я - капелька России», его руководителя Николая Тихонюка, администрацию района, Ленинского поселения, районный совет ветеранов и всех, кто оказал помощь и поддержку в восстановлении памятника, в сохранении памяти о простых и настоящих героях.
Память героев почтили Юлия Лещинская и Олег Бабиенко.
Таврические новости, 1 сентября 2017 г.




В Омской области поставили памятник летчикам, которые не дали самолету упасть на поселок
Ценой своей жизни они спасли людей на земле.
Обычный вылет в марте 1975 года в посёлок Таврическое для опытных лётчиков - капитанов Анатолия Антоненко и Владимира Малюкина не предвещал трудностей. Но вскоре учебно-тренировочный МиГ-15 (кстати, именно на таком самолёте разбился Юрий Гагарин) вдруг перестал слушаться. Руководитель полётов отдал лётчикам приказ катапультироваться, но те понимали: внизу дома - и уводили многотонный истребитель подальше от жилой зоны...
Место катастрофы спасатели обнаружили в трёх километрах от села Копейкино. Чтобы спасти жизни мирных жителей, пилоты повернули самолёт в сторону Иртыша, где врезались в берег.
Герои были похоронены на Старо-Северном кладбище Омска. Их сослуживцы из 64-го истребительного авиационного полка в далёких теперь 70-х установили памятник на месте трагедии, но его разрушили вандалы. О катастрофе могли бы и вовсе забыть, но недавно по инициативе детей из велосипедного клуба «Я - капелька России» из села Харламово Таврического района двум погибшим капитанам был установлен новый памятник.
Члены клуба ездят по району, изучают его историю и достопримечательности. Рассказ о героической гибели лётчиков дети услышали от директора Харламовского Центра культуры Николая Тихонюка, который в момент трагедии был пятиклассником, и не остались равнодушными.

- Мы вынашивали идею восстановления памятника с 2015 года, - рассказывает Николай Тихонюк, - возникало много бюрократических вопросов. Обращались в министерство обороны, в областной комиссариат. Военком оказал нам содействие - помог заказать мемориальную плиту. Мы дошли до Законодательного собрания Омской области! Итог наших стараний - новый памятник на берегу Иртыша в память о подвиге лётчиков.
На его открытии присутствовали ветераны, однополчане погибших капитанов.
- Как ребята Таврического района встретили нас, не описать словами, - рассказывает председатель областной организации ветеранов «Крылатое братство» Владимир Флегентов. - Пешком шли почти два километра - к памятнику и обратно, устроили концерт, исполняли песни про Россию, «Пора в путь дорогу» из кинофильма «Небесный тихоход». Мы, ветераны, под большим впечатлением от встречи с этими маленькими на вид, но большими патриотами из села Харламово.
Лидия Черкасова.
Материал опубликован в газете «Ваш ОРЕОЛ» № 30(967) от 26 июля 2017 г.
http://newsomsk.ru/oreol/news/60491-v_omskoy_oblasti_postavili_pamyatnik_letchikam_kot/



Огромное небо - одно на двоих
Пятьдесят лет назад летчики Капустин и  старший лейтенант Юрий Янов ценой собственной жизни отвели самолет из Берлина. История эта легла в основу известной песни, написанной Робертом Рождественским и Оскаром Фельцманом. Но мало кто знает, что этот подвиг был повторен омскими летчиками
День 17 марта 1975 года выдался пасмурным. Из туч, которые плотно заволокли небо, то и дело накрапывало. Однако это не могло служить причиной отмены учебно-тренировочных полетов. На аэродроме « Омск-Северный», где базировался 64-й истребительный авиационный полк, в небо готовился двухместный  УТИ МиГ-15. Старенький «ястребок» к тому времени уже отстоял свою боевую вахту. Теперь он « возил тренирующихся»- тех, кто утратил навыки после отпуска или длительного перерыва в летной работе. Учебно-тренировочных истребителей МиГ 15 оставалось всего два на весь полк. Они давно уже были сняты с производства по причине замены более современными машинами. Репутация самолета этой модификации, надо сказать, оказалась подпорченной и после того, как на нем потерпел катастрофу №1 Юрий Гагарин. Для летчика хляби вороты, добавить к ним сложные – петлю, переворот, полу петлю на высоте 3 тысячи метров. Нормальная в общем-то работа для парней, прошедших омский аэроклуб ДОСААФ и Армавирское высшее авиационное училище летчиков. Но небо… В сводке погоды значилось: « метеоусловия – сложные».

В связке летчиков на УТИ главным, по сути, является не тот, кто выше по званию, а тот, кто « вывозит» партнера- бывшего отпускника. В том полете Антоненко « вывозил» Малюкина. Это только кажется, что в небе экипаж самолета один. Рядом всегда есть «глаза и уши». Руководил полетами заместитель командира полка по летной работе подполковник Евгений Александрович Иванов. Десять минут после старта: « Полет проходит нормально». Двадцать минут: « Выполняем задание». Голос Антоненко ровный, без всяких эмоций. Отчет лаконичный, как положено по инструкции по производству полетов. Ситуация меняется на тридцатой минуте. Истребитель внезапно перестает слушаться управления. Антоненко доложил о ЧП руководителю полетов. Иванов дает команду немедленно катапультироваться. Сейчас трудно восстановить все, что происходило тогда в небе над Таврическим. На стартовом командном пункте (СКП) и рядом с ним собрались летчики и штурманы. Они тревожно прислушивались к переговорам с экипажем самолета. Сослуживцы  пилотов знали, что дело очень серьезное, и считали, сколько осталось до земли. Антоненко и Малюкин понимали, что если они катапультируются, самолет может упасть на густо населенную территорию. Увы, так называемые системы объективного контроля, которыми был оснащен истребитель, не сохранились, поэтому у комиссии, расследовавших аварию, не оказалось данных, позволивших установить точную причину авиакатастрофы. Переговоры по рации свидетельствуют о том, что Антоненко отдал приказ катапультироваться своему напарнику. Тот, очевидно, решил, что нельзя оставлять товарища в беде. В регламентирующих документах авиации не прописано, что они обязаны рисковать своей жизнью, спасая кого-то на земле. Такое решение каждый принимает сам.
Антоненко и Малюкин из последних сил пытались заставить самолет слушаться (после катастрофы спасатели увидели: рычаг управления был не просто перевернут на сторону, он погнулся). Когда поняли, что машину спасти не удастся, они повернули ее в сторону реки. Самолет буквально врезался в берег Иртыша. Начался пожар. Поисково-спасательный вертолет Омского аэропорта обнаружил обломки истребителя в трех километрах от села Копейкино. Хоронили летчиков в закрытых гробах на Старо-Северном кладбище Омска. После катастрофы МиГи этой модификации были окончательно сняты с эксплуатации. На месте гибели товарищей личный состав 64-го истребительного авиационного полка установил памятник ( в качестве обелиска послужил вертикальный стабилизатор МиГа). Однако его разрушили вандалы (возможно, как раз потомки тех, кого спасали когда-то герои летчики). Сегодня на этом месте ничего не напоминает о трагедии. И жители окрестных сел не ведают о том, какая беда обошла их стороной сорок с лишним лет назад.   
                                                                                                                     Ирина Владимирова,
                                                                                                        Газета « Четверг», 08.09.2016.
P.S. Погибшим капитанам Анатолию Илларионовичу Антоненко и Владимиру Николаевичу Малюкину сегодня было бы под 80.
К сожалению, у нас пока не так много сведений о них. Редакция «Четверга» и Общественная организация «Крылатое братство» с благодарностью примут любую информацию о лётчиках.
Возможно, у кого-то сохранились их фотографии. Сообщите нам по телефонам 770-664, 770-665 или напишите по адресу: 644047, г. Омск-47, улица Чернышевского, 23, оф. 13,
e-mail: chetverg_SS@mail.ru



ПОСЕЛОК СПАСЛИ ЦЕНОЙ СВОЕЙ ЖИЗНИ
Мемориальная доска в память о летчиках будет установлена в нашем районе.

 В нашем районе к истории относятся уважительно. Мы помним и гордимся подвигами земляков, людьми, оставившими яркий свет в истории района. Страшно представить к чему бы привело падение на Таврическое, соседние деревни, которое 42 года назад ценой собственной жизни предотвратили Анатолий Антоненко, Владимир Малюкин.
В год сорокалетия трагедии детско-подростковый клуб «Я-капелька России!», который работает на базе Харламовского Дома Культуры под руководством  Николая Тихонюка, обратился в архив Министерства обороны Российской федерации, чтобы побольше узнать о той аварии.
          «Просим вас сообщить точные имена и отчества, годы рождения и даты смерти  летчиков для изготовления мемориальной доски. А также некоторые подробности полета, его цели, причины катастрофы, служебные характеристики  летчики, если это не является государственной тайной или другими сведениями ограниченного распространения» -говорится в запросе. Информация была получена, инициатива харламовцев поддержана районным советом ветеранов, администрацией Ленинского сельского поселения, военкоматом. Все они выступили с ходатайствами в районную топонимическую комиссию об установке мемориальной плиты. Она уже изготовлена. В ближайшее время будет проведен монтаж. Расположится плита  с именами летчиков-героев на месте бывшего мемориала, месте гибели капитанов, недалеко от Копейкино. Торжественное открытие планируется приурочить ко дню  Военно-морского флота, который отмечается 30 июля.
Таврические новости от 7 июля 2017 г. № 27 (10365)

ИЗ АРХИВНОЙ СПРАВКИ
В послужной карте на капитана  Антон6енко Анатолия Илларионовича 04.12.1941 года рождения , уроженца Красноярского края, г. Уяр, записано: «…-приказом 33 дивизии ПВО №010 от 03.04.1975. г. исключен из списков офицерского состава  ВС СССР в связи с смертью. Погиб 17.03.1975г. в авиационной катастрофе . Смерть связана с исполнением обязанностей военной службе , Похоронен20.03.1975. г. на Северном кладбище г. Омска»
В послужной карте на капитана Малюкина  Владимира  Николаевича, 24.06.1945.года рождения, уроженца Красноярского края, г. Дудинка, записано: «… - приказом 33 дивизии ПВО №010 от 03.04.1975. г. исключен из списков офицерского состава  ВС СССР в связи с смертью. Погиб 17.03.1975г. в авиационной катастрофе. Смерть связана с исполнением обязанностей военной службе , Похоронен20.03.1975. г. на Северном кладбище г. Омска»
МиГ-15 был запущен в серийное производство в марте 1945 г. на заводе №1 им. Сталина. В дальнейшем серийный выпуск истребителей МиГ-15 и его модификации осуществлялся на девяти авиационных заводах СССР . Всего изготовлен 13131 самолет. МИГ-15  стал первым советским серийным истребителем со (35) стекловидным крылом. Характеристики машины: Максимальная скорость у земли- 1000км/ч, Максимальная скорость на высоте 5000 м - 1028км/ч,а на высоте 2620м – 1042км/ч., Дальность полета на высоте 10000 м - 1200км. Назначение самолета- ведение активного воздушного боя с истребителями  и бомбардировщиками  противника; действие по наземным целям ; отражение налетов авиации противника; выполнение задач противника и контроля боевых действий. Самолеты МиГ-15 и МиГ-15 бис  получили боевое крещение в небе  Корейского полуострова и показали  свое заметное преимущество ад американскими  истребителями (американцы назвали самолет «корейским сюрпризом»).



Спасибо за память...

Страница на форуме сайта «64iap.ru, 64иап.рф» Омской областной общественной организации ветеранов авиации "Крылатое братство"

Серега, низкий поклон вон тем девочкам и мальчикам, которые сидят внизу, с их руководителем Н.Н. Тихонюком (стоит слева от нас в очках). Велосипедный клуб "Я - капелька России" стал инициатором установки памятника. Это они обнаружили место гибели экипажа УТИ МиГ-15. Услышав рассказ Николая Николаевича (в 1975 году ученика 5-го класса) о трагедии, написали письмо в Министерство обороны. Откуда им выслали выписки из приказов об исключении из списков личного состава Вооруженных Сил двух капитанов Антоненко А.И. и Малюкина В.Н.. Это они добились в администрации сельского поселения решения об установке памятника, собственными руками насыпали песок под фундамент памятника. Кстати, это была инициатива ребят, сфотографироваться с нами - ветеранами 64-го иап, однополчанами погибших лётчиков. Николай Николаевич говорит, что ребята с нетерпением ждали встречи с нами. А как они нас встретили - не описать словами! Водили нас по палаточному городку, где они прожили сезон - 21 день (на открытом воздухе и в дождь, и в жару в палатке). Показали нам вылепленные из песка крепости и другие прелести. Пешком 1,5-2 км шли от палаточного городка к памятнику, а после митинга обратно. А затем мы увидели и услышали концерт. А как они пели - наши, так называемые, звезды отдыхают! Песни про Россию, песню из кинофильма "Небесный тихоход" (Пора в путь дорогу...) и др. Кстати, ребята участвуют в творческих конкурсах, проводимых как в России, так и за рубежом. В общем, мы третий день ходим под впечатлением встречи с этими маленькими, на вид, мальчиками и девочками, большими патриотами. Как говорят ребята, самая маленькая из них (5 лет) может запросто преодолеть расстояние в 50 км на велосипеде, что нам взрослым, пожалуй, не всем под силу. Вот такие они большие - маленькие девочки и мальчики из с. Харламово Таврического района Омской области!


1 комментарий:

  1. Спасибо за память, за восстановленный обелиск!

    ОтветитьУдалить