Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и "суда". Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. Д. Лихачёв

понедельник, 24 января 2011 г.

С горячим приветом к вам Чапаев.


                        Письмо Красным следопытам Харламовской средней школы.
Здравствуйте дорогие ребята!
   С горячим приветом к вам Чапаев Н. С.. Получил ваше письмо, но не смогли ответить т.к. к 50-летию Советской власти наш народ хочет побольше узнать о героях Гражданской и Отечественной войны. Я получаю очень много писем и не смогу ответить всем во время. Извините меня, пожалуйста. Сейчас я кратко опишу все свои подвиги, если, конечно, можно так назвать.
   Родился я в 1923 году, в селе Майдане в Мордовии. В Канск приехал с родителями ещё до войны. Хотел быть механиком-водителем, но суровый 1941 год перепутал все мои планы. Я призвался в Советскую Армию и вместе с курсантами Канской полковой школы младших командиров был направлен на фронт.
   В августе 1942 года получил первое серьёзное боевое крещение под деревней Карманово Калининской области. Тогда я был первым номером бронебойщиком 148-ой стрелковой бригады. И опять бои, ранения, учёба в Орской танковой школе, и снова бои.
   В январе 1944 года, танковый корпус, в составе которого сражался я, с боями очищали польскую землю от фашистских захватчиков. Перед нами стояла очень сложная задача: разгромить аэродром под Варшавой, овладеть железно-дорожной станцией, перехватить шоссейную дорогу Сухачев — Варшава.
   Ночью три танка Т-34 и самоходная артиллерийская установка взяли курс на запад.
   Головной танк вел я, будучи механиком-водителем. К этому времени у меня был за плечами большой боевой путь.
   Танки направляются к аэродрому. Высланные вперёд разведчики сняли часовых и зажгли бензосклад. В одном белье выскакивали из казарм немецкие вояки. Мы их расстреливали из пулемётов. 28 бомбардировщиков с подвешенными бомбами были оставлены фашистами. Боевые машины можно было расстреливать из пушек, но мы жалели снаряды, каждый был на  учете,  а ночью рейд только начался. Тогда я предложил танками отсечь хвосты самолётам и так вывести их из строя.
   И вот на большой скорости танк несется по летному полю, подминая хвостовые оперения фашистских машин с черными крестами. Больше на них не улетишь.
   Наш танковый взвод захватил станцию, разбили подошедший эшелон и вышел на шоссейную дорогу. Гитлеровцы открыли ураганный огонь. Две машины подвиты. Получил повреждение и мой танк. Но мы сумели под обстрелом восстановить машину.
   Моему командиру танка, лейтенанту Кравченко, (он тоже герой Советского Союза, живет а городе Дубне Московской обл.) приказано разгромить обоз немцев, уходящий в Бромберг. 250 повозок было раздавлено в эту лунную ночь. Еще не успел Кравченко связаться с комбатом. Как я увидел в смотровую щель батальон немецкой пехоты. Колонна все ближе и ближе подходила. Гитлеровцы идут спокойно. До них остается 50 метров. Танк срывается с места и врезается в колонну, расстреливая фашистов из пушек и пулеметов. Мы были так увлечены боем, что не заметили, как оказались на окраине города Бромберга, занятого фашистами. Кравченко радирует об этом комбату и сообщает свои координаты. Командир приказывает разведать переправу. Танк направляется к мосту реки Брда, разделяющую город Бромберг. Но немцы взорвали мот. Тогда я направляю танк в переулок, а оттуда на центральную улицу. Но навстречу выскакивает немецкая самоходная пушка, а за ней вторая, третья. Решать надо мгновенно. «Иду на таран», - докладываю я командиру.
«Разрешаю, но береги машину,» - отвечает командир. И вот моя тридцатичетвёрка несётся на встречу. Удар! Самоходка выведена из строя. Но тогда тараним вторую, у танка откололась половина ленивца (направляющее колесо танка  - ленивец). Переулками наш танк удалился с места боя. Но вскоре на улицах Бромберга загрохотали советские танки. К ним присоединился и наш экипаж.
В боях за города Груйец, Мщенов, Жирардуев и другие я уничтожил 2 «мессершмитта», раздавил четыре зенитных установки, уничтожил 140 автомашин до взвода немцев, массу повозок с продовольствием, освободил из плена около 100 англичан и французов.
После взятия Бромберга танковый батальон на шесть часов выбыл из боя — привести в порядок материальную часть. Остановившись в лесу под Бромбергом. Сюда же подъехал командир корпуса генерал-майор Веденеев. Здесь он приказал оформить материал на присвоение Кравченко и мне звания Героя Советского Союза, а остальных членов экипажа представить к награждению орденами. Вскоре был опубликован в газете Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении мне звания  Героя Советского Союза. После этого я участвовал еще во многих боях. Не раз смотрел смерти в глаза. Горел в танке, утопал вместе с боевой машиной в топких болотах.
Победоносно завершилась Великая Отечественная война. Сейчас я имею орден Ленина, медаль Золотая звезда, ордена: Красного знамени, Красной звезды и многие другие медали.
После демобилизации  снова возвратился в Канск на прежнюю работу- в автоколонну.
Почетная грамота ЦК ВЛКСМ, три почетных грамоты Красноярского крайкома ВЛКСМ, грамоты краевого автоуправления, благодарности, ценные подарки, вот те награды, которые я получил в мирное время.
Я член партийного бюро автоколонны, народный заседатель Канского суда, мне присвоено звание ударника коммунистического труда.
На этом и писать кончаю. До свидания.
Желаю вам успехов в учебе и в вашей школьной жизни!
                                                           
                                                         Н.Чапаев.



Справка


 
Чапаев Николай Сергеевич
18. 7. 1923 - 22. 10. 2003
Герой Советского Союза
    Даты указов

1.
27.02.1945
( медаль № 7350)


Чапаев Николай Сергеевич - механик-водитель танка 47-й гвардейской танковой бригады (9-й гвардейский танковый корпус, 2-я гвардейская танковая армия, 1-й Белорусский фронт), гвардии старший сержант.

Родился 18 июля 1923 года в селе Сиалеевский Майдан Инсарского района Мордовии в семье рабочего. Русский. Образование незаконченное среднее. Работал шофёром в городе Канск Красноярского края.

В РККА с декабря 1941 года. В действующей армии с октября 1942 года. Гвардии старший сержант Чапаев отличился при освобождении польских городоа Груец, Мщонув, Жирардув и Сохачев. 18 января 1945 года, ворвавшись на военный аэродром в городе Сохачев, экипаж танка огнём пушек и гусеницами уничтожил 2 вражеских самолёта, 4 зенитных пулемёта и захватил богатые военные трофеи. Участвовал в освобождении большой группы военнопленных из концлагеря в города Бранево (Польша).

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 7350) Николаю Сергеевичу Чапаеву присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1945 года.
После демобилизации жил в Канске. Работал шофёром. Умер 22 октября 2003 года.
Награждён орденом Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 и 2 степени, Красной Звезды, медалями.
Шел январь сорок пятого года. Советские войска очищали польскую землю от фашистских захватчиков. На рубеже Бзура - Равка вела упорные бои 47-я гвардейская танковая бригада. Смелостью и отвагой отличались бойцы и командиры роты лейтенанта Кравченко. Экипажи тридцатьчетверок наносили ощутимые удары по противнику.

В ночь на 17 января рота Кравченко получила боевую задачу: захватить аэродром противника под городом Сохачев и любой ценой удержать его до подхода подкреплений. Усиленная двумя самоходными орудиями, мотострелковым взводом и отделением саперов, рота вышла на исходные позиции. Впереди начали действовать разведчики, которым вскоре удалось захватить в плен гитлеровцев. Пленный показал, что на аэродроме стоят истребители «фокке-вульф» и другие самолеты, до десятка зенитных орудий и подразделения солдат. Город готовится к обороне, на железнодорожной станции – скопление эшелонов с воинским имуществом, вывезенным из Варшавы. Дополнительной разведкой установлено, что минных полей на подступах к аэродрому нет, имеются лишь проволочные заграждения.

Командир батальона рекомендовал Кравченко атаковать аэродром с наступлением рассвета. Поставив задачу командирам танков, комроты Кравченко обратился к своему механику-водителю сержанту Чапаеву:

– Атаковать я решил на предельной скорости. Двигаться будем за танком лейтенанта Чубенко. Остальные машины идут справа. Как у тебя мотор? Все проверил? – Осмотрел хорошо. Механизмы работают безупречно. Заправки хватит,– отвечал Чапаев.– Не подведем, товарищ гвардии лейтенант.

Наступил рассвет. Прозвучала команда, и десять тридцатьчетверок вихрем понеслись к аэродрому. За танками устремились самоходно-артиллерийские установки. Чапаев вел машину в 20–30 метрах позади танка Чубенко. Он знал, что за рычагами управления впереди идущего танка сидит опытный водитель Сластин, фронтовой товарищ Чапаева. Не подведет. Прошли мелкий кустарник, вот и колючая проволока. Нужна осторожность, чтобы не намотать ее на гусеницы. Чапаев немного притормозил, и сразу же в шлемофоне команда:

– Скорость держи! Не отставай!

Прорвав без особого труда проволочные заграждения, танк Чапаева, не открывая огня, стремительно ворвался на аэродром. Через открытый люк Чапаеву было видно, как многие самолеты в это время уже выкатывались к взлетной полосе, но неожиданное появление советских танков застало фашистских летчиков врасплох, они растерялись, забегали вокруг своих машин и не смогли поднять их в воздух. Справа вперед вырвался танк лейтенанта Гнедаша. Он сразу же направил танк на ближайший самолет.

– Можно и мне пройтись по хвостам фашистских стервятников? – спросил разрешения у своего командира механик-водитель Чапаев.

– Только по самому хвостику! Действуй! Тридцатьчетверка стремительно понеслась по летному полю, и два стоявших поблизости «Мессершмитта-109» оказались с помятыми хвостами. Гусеницами танков и пушечно-пулеметным огнем рота Кравченко в этой атаке вывела из строя около двадцати самолетов противника. Гитлеровцы пытались оказать сопротивление, бросившись к зенитным пушкам, но танкисты упредили их.

– Вправо! На зенитные орудия!–кричит по рации командир роты. А Чапаев уже развернул свою машину, и сразу же заговорила танковая пушка испаренный с ней пулемет. Гитлеровцы, увидев мчавшийся на них Т-34, растерялись. Кто-то из расчета пытался развернуть орудие на танк, но не успел. Раздался скрежет – и вражеская пушка превратилась в груду металлолома. Успеху атаки способствовал и взвод зенитно-пулеметных установок, двигавшийся вслед за танками. Своим огнем он блокировал помещения аэродрома, уничтожая живую силу врага. В атаке были опрокинуты и подмяты зенитки, а их расчеты разбежались или были уничтожены танкистами.
Вскоре на аэродром прибыли и другие танки батальона. Кравченко приказал Чапаеву поставить танк в засаду и замаскировать, сам же доложил комбату о выполнений задачи.
– Аэродром будем удерживать во что бы то ни стало до подхода основных наших сил,– объявил комбат.– Подгоните несколько танков к железной дороге и не давайте врагу угонять эшелоны из Сохачева.
Кравченко приступил к выполнению новой задачи. Не прошло двух часов, как на шоссе показалась колонна вражеских войск.
Двигались в сторону аэродрома автомашины, бронетранспортеры, мотоциклы, повозки. Гитлеровцы не ожидали здесь, далеко от переднего края, у себя в тылу встретить советские танки. Подпустив противника на 200–300 метров, наши подразделения открыли сильный огонь из пушек и пулеметов. Слаженно действовал весь экипаж Кравченко. Маневрируя на местности, механик-водитель Чапаев четко выполнял команды своего командира.
Позже со стороны железнодорожной станции противник несколько раз переходил в атаку, пытаясь вернуть аэродром, но ничего не добился. К полудню к танкистам стало подходить подкрепление, и успех окончательно был закреплен.
На второй день над аэродромом показались наши самолеты. По сигналу с земли они совершили посадку. Это были летчики 402-го истребительного авиационного полка. А 18 января польский город Сохачев был освобожден от немецио-фашистских захватчиков. В боях активное участие принимал и танк гвардии сержанта Чапаева. В этот же день приказом Верховного Главнокомандующего всему личному составу, принимавшему участие в боях за город, была объявлена благодарность.

К вечеру 22 января 47-я танковая бригада вела наступление на г. Быдгощ. Действуя в ночных условиях, танкисты внезапно вырвались в тыл врага и атаковали противника. В голове бригады наступала рота лейтенанта Кравченко. Танкисты заметили колонну вражеских автомашин, отходящих в сторону города Накеля. Замыкало колонну самоходное орудие.
– Впереди нас самоходка,– доложил Чапаев своему командиру.– Разрешите протаранить.
– Действуй! – ответил Кравченко.
Своим танком Чапаев ударил самоходку и свалил ее в кювет. Продолжая наступать, тридцатьчетверки настигли колонну автомашин и с ходу разгромили ее. Позже, такая же участь постигла и конный обоз с военным имуществом.
– Смело действуешь,– похвалил командир роты своего механика-водителя.– Комбриг доволен. Обещал к награде представить.
27 февраля 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР командиру роты В.И. Кравченко и его механику-водителю Н.С. Чапаеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Журналист-фронтовик о Чапаеве Н.С.:

«… Николай Сергеевич оказался человеком общительным. После короткого знакомства я осмелился спросить его:
- Со знаменитым комдивом в родстве состоите? Или однофамилец?
- Да нет, в кровных связях с Василием Ивановичем вроде бы не значусь. Разве что седьмая воду на киселе, - говорил Николай Сергеевич.
Потом будто вспомнил:
- Эта фамилия мне и славу приносила, и частенько в пиковое положение ставила Вот скажем, пацаны все время в атаманы выбирали Мол, ты Чапай! А натворят что-нибудь - с меня спрос!
И ещё память подсказала:
- В школе учителя первым к доске норовили вызвать В автошколе на каждом уроке Чапаев, отвечай!
В автошколу Николай пошел с одной целью научиться водить машину, а там, глядишь, и к рычагам танка допустят А пришлось ему не водить танки, а бить их из противотанкового ружья. Не совсем Чапаев был доволен этой военной должностью кому автомат или ручной пулемет, а ему - двадцатидвухкилограммовую бронебойку. Да ещё на двоих со спаренщиком - пуд снарядов.
Но даже и сейчас Николай Сергеевич добрым словом поминает это надежное скорострельное оружие.

- Бывало приложусь покрепче к ПТРу, высмотрю на танке врага щель, два-три снаряда пошлю и гляжу -крестоносная махина закрутилась на месте. А другие танки дёру дают, думают, тут целая батарея против них орудует.
В одной из таких вражеских танковых атак фашистская пуля всё же достала Чапаева. Ранение оказалось тяжелым, но сибирское здоровье быстро одолело недуг. А покидая госпиталь, Николай обрадовался безмерно.
- Пойдёшь в танковую школу, - сказал ему врач полковник. - Пока сил наберешься - в совершенстве железным конем овладеешь. Знаю, мечтаешь ты на танке вражьи окопы поутюжить.
- Думаю, моя фамилия покорила доктора, - сказал Николай Сергеевич - Словом, подфартило.
"Подфартило" ему и когда танк получал - достался новенький Т-34. И в первом же бою тоже "подфартило"…
В начале 1945-го Чапаев на своем танке врывается на вражеский аэродром. В шлемофоне раздаётся голос командира взвода:
- По хвостам, Коля!
Но Чапаев уже успел протаранить два "мессера". А вот теперь направил свою машину вдоль стоянки самолётов врага и начал рушить им хвосты. Пока фашисты приходили в себя тридцатьчетверка Чапаева успела еще раздавить четыре зенитные установки и, продолжая бросок, увлекла за собой всю танковую роту на железнодорожную станцию Атака была настолько стремительной, что противник бежал из вагонов. Танкисты расстреляли поднимавшие пары паровозы, забаррикадировали разбитыми вагонами пути и застопорили движение на магистрали.

- За этот рейд многие мои товарищи были отмечены боевыми наградами, а мне достался орден Красного Знамени, - подытожил один из эпизодов фронтовой жизни Николай Сергеевич. 22 января 1945-го Чапаев на своей тридцатьчетверке устроил настоящий переполох во вражеских порядках. В тот день противник уж совсем никак не ждал советские танки на подступах к польскому городку Быдгощ. Все дороги на подступах к нему были опутаны минными полями, на улицах стояли самоходные артиллерийские установки и противотанковые орудия, а единственный мост через реку был взорван. Но Чапаев на мины лезть и не собирался. Он выбрал для своего рейда узкие улочки на окраине городка и по ним зашел в тыл скоплению врага. Сначала напал на три "самоходки". Искорежив их Николай вырвался на большак, по которому отступали немцы. Раздавил на дороге несколько грузовиков с живой силой, смял батальон немецкой пехоты, разметал, как потом подсчитали специалисты, 250 повозок противника…

Быдгощ праздновал победу. На главной площади города выстроились танки с экипажами перед машинами. Комбриг направился к головной тридцатьчетверке и забыв о церемониале, подошел к Чапаеву, обнял его а потом вывел на середину строя и сказал:
- Ходатайствую перед командованием фронта о присвоении звания Героя Советского Союза механику-водителю Чапаеву и командиру танкового взвода Кравченко.
Генерал еще раз обнял отважного танкиста и приказал:
- Атакуйте по-чапаевски! Много рейдов на земле захватчиков совершил на своей тридцатьчетверке Николай Чапаев и подошел к главному логову фашистов. И когда победа была совсем рядом, его машина попала под ураганный огонь противника. На этот раз немцам удалось вывести танк Чапаева из строя. Но опытный водитель сумел спасти экипаж, хотя сам был тяжело ранен.
Потом госпиталь. Победа. И родной город в Сибири. Чуть отдохнув, Николай Сергеевич сел за руль автомобиля…»
Новиков В.Ф. Фронтовики. Чапаев.//«Воин России», 2004, № 2, с. 112-113.
(Очерк и фото Героя предоставлены Уфаркиным Н.В.)
Биография предоставлена создателями сайта Отвага.

Комментариев нет:

Отправить комментарий