Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и "суда". Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. Д. Лихачёв

четверг, 6 января 2011 г.

Никодимов Георгий Иванович

Год 1934. Харламовская начальная преобразуется в семилетку. Приезжает директор школы Семёнов И.И. с семьёй. Первым его встречает и показывает здание старой школы ученик 4 класса Никодимов Гоша. И не ведает Гоша, что это сама судьба перед ним, не знает, что это люди, «делать бы жизнь с кого», что они станут путевой звездой в жизни маленького Гоши.
Вот даты его биографии: родился 15 июня 1921 г в селе Троицкое Зерендинского района Кокчетавской области. В этом же году умер его отец. Родители Георгия до революции 1917 года и после её, до 1931 года, крестьянствовали. В 1931 году семья переехала в совхоз Харламова. Здесь Георгий поступил в школу. Принят в ряды пионерской организации. Участник всех пионерских дел, он с гордостью носит это звание. Боевой, энергичный – он гроза всех равнодушных. В 1938 г. Георгий учится в Таврической средней школе (тогда в Харламово ещё не было 8 класса), в этом же году он вступает в комсомол. В 1940 г. окончил 10 классов и поступил работать учителем в школу малограмотных при совхозе Харламова. Сделал выпуск в количестве 25 человек. Был премирован за хорошие показатели денежным вознаграждением. После чего был призван на действительную службу в Красную Армию.
В 1941 г. война накрыла чёрной тучей все мечты и планы молодого парня. Он встретил войну в Мурманской области, в Кандалакше. В годы войны нёс службу на Урале в авиационных частях. Демобилизовавшись 3 июня 1946 г. стал работать в Харламовской средней школе преподавателем военного дела, истории и физкультуры. В личном деле сохранилась выписка из приказа №4 от 18 июля 1946 года по Таврическому РайОНО о назначении Никодимова Г.И. преподавателем военного дела в Харламовскую среднюю школу. В 1947 году поступил заочно в Омский педагогический институт на исторический факультет и окончил его в 1952 году.  Первые его ученики вспоминают: «был он самый красивый из учителей: молодой, чернобровый, веселый».
С 15 августа 1951 г. по 26 июля 1952 г. – завуч Харламовской средней школы, а с 26 июля 1952 г. по октябрь 1955 г. директор Харламовской средней школы. С 1955 г. по август 1956 Георгий Иванович заведующий Таврическим РОНО.
С 1956 г. по 1963 г. работает в Русской Поляне: завуч в совхозе «Цветочный», директор щколы в совхозе «Добровольский», заведующим РОНО.
С 1963 г. по 1965 г. – завуч Харламовской средней школы, с 1965 г. по 1967 г. секретарь партийной организации Учхоза №2. С 1967г. по 1971 г.- директор Харламовской средней школы, с 1971 по 1981г.- учитель истории. Ушёл на заслуженный отдых в 1981 г. Выпускники школы очень любили уроки истории. Георгий Иванович умел не только интересно объяснять новый материал, но и повторить старый, закрепить пройденное на уроке. И при этом успеть пошутить (у него очень хорошо было развито чувство юмора).
Вспоминает Людмила Степановна Олейник. Мы любили показывать на карте места важных сражений и событий, назубок знали даты, потому что боялись обидеть своими незнанием Георгия Ивановича. Чего греха таить, многие из нас редко открывали дома учебник. Но экзамены по истории в школе и в вузе сдавали легко, шутя получали «автомат» в зачётку.
Он никогда не был занудой. Понимал, что мы все знать не можем. Никогда не пугал плохой оценкой. Верил в нас. Был нашим другом, кумиром, Георгием Ивановичем, учителем, классным руководителем.
Очень радовался нашим успехам в спорте. Класс у нас был очень активный, огневой. Мы успевали быть везде: и организаторами общественной жизни школы, вечеров и собраний комсомольцев, конкурсов, туристических походов, и могли перед уроком русского языке подложить бумажку в электрический патрон, чтобы сорвать урок.
Но никогда он не был злопамятным. И нас называл не иначе, как «мои звезды». Так и вошел выпуск 10 класса 1978 года в историю Харламовской средней школы как «звезды Георгия Ивановича»
Вспоминает о своих первых днях работы в школе Зинаида Васильевна Байджурак. «Вхождение в коллектив, адаптация в нем, знакомство с ребятами прошли легко, рядом были старшие товарищи, отзывчивые люди. Много помогал Георгий Иванович Никодимов, его до сих пор считаю своим духовным наставником, человеком, с которым можно было говорить на любые темы, получить дельный совет, помощь и поддержку».
Олег Викторович Кривошеин: «Помню занятия кружка политинформаторов, которые вел Георгий Иванович. Было интересно слушать его, а потом рассказывать другим ученикам. Я, как секретарь комсомольской организации школы, и Георгий Иванович, как секретарь партийной организации школы, вместе проводили митинг в защиту чилийских коммунистов, Сальвадора Альенде. Этот митинг мы постоянно вспоминали с ним. И еще Георгий Иванович научил меня не приходить на мероприятия заранее, не к самому началу»
Но и после ухода на пенсию продолжал интересоваться делами школы, проводил беседы с учащимися, неоднократно проводил уроки вместо заболевших учителей. Рассказывал об истории села, о своем поколении, познавшем горечь войны. И всегда рядом с ним его вечная спутница в жизни и в работе Мария Никифоровна. С ними, кажется, связана целая эпоха в истории школы.

Из статьи Риммы Ефимовны Кононенко
«И до сих пор я думаю о школе», 1997 г..
Я много лет проработала вместе с Георгием Ивановичем. Была пионерской вожатой, организатором, завучем. Тогда мне все казалось, что мы работаем недостаточно хорошо, делаем мало и где-то получается гораздо лучше, чем у нас. Бывало даже, на этой почве у нас возникали споры. Теперь-то я понимаю, что это были лучшие годы в моей педагогической практике. Богатейший опыт, наработанный в 70 - 80 годы, и сейчас оказывает неоцёнимую услугу. За это я прежде всего благодарна Георгию Ивановичу - умелому руководителю, прекрасному наставнику.
Георгий Иванович преподавал также историю, мастерски владел методикой преподавания, в совершенстве знал свой предмет. Уже давно на пенсии, он не раз заменял выбывшего учителя. Если такое случалось, он приходил на урок, ребятишки слушали его, буквально замерев,  никто не мог так лихо работать с картой и четко, вдохновенно давать материал. Поражало великолепное знание истории нашего государства, а когда старый учитель начинал говорить о днях сегодняшних, в классе воцарялась идеальная тишина.
На посту директора школы Георгии Иванович всегда находил время, чтобы поделиться богатейшим опытом с молодыми коллегами. К нему обращались за советом, открывали душу, зная, что отказа не будет ни в помощи, ни в добром одобряющем слове.
Жители села Харламово помнят его как секретаря партийной организации совхоза. Без отрыва от основной работы Георгий Иванович находил время для встреч с тружениками, старался вникнуть во все производственные вопросы и проблемы. Старожилы не забыли, какой это был интересный лектор-международник, активный пропагандист с собственными взглядами и позицией.
1 февраля, на очередной встрече выпускников, многие учителя, наверное, по-доброму позавидовали нашему уважаемому ветерану, именно Георгию Ивановичу Никодимову было сказано очень много самых добрых, самых теплых слов, а вручение любимому учителю памятного альбома из рук бывших учеников вызвало гром аплодисментов.
Я недавно повстречалась с героем моего рассказа и попросила ответить на несколько традиционных вопросов.
- Георгий Иванович, вы не жалеете, что выбрали профессию учителя?  ,
- Нет, не жалею. Другой себе не представляю.
— Наверное, очень хочется в школу?
— Конечно. Ведь сейчас в нашей школе учатся дети и внуки бывших моих учеников. Хотелось бы посмотреть на них.
— Какой эпизод из школьной жизни запомнился? Расскажите, пожалуйста.
- Было это давно. В совхозе случился небывалый урожай овощей. Рабочих рук не хватало, и тогда директор хозяйства обратился за помощью в школу. В тот год мы убрали одного картофеля 250 га. В школе не было баяна, а баянисты были. И вот в последний день, прямо на поле нам привезли новый баян. Это был настоящий праздник для всех нас.
- Вы часто бываете в школе. Что бы вы пожелали коллективу учителей и учащимся?
— Учителям желаю терпения, здоровья, сил и успехов в труде. Учащимся — хорошо учиться, любить Родину, найти свое место в жизни и стать полноценными членами общества.
— Спасибо. Пусть так и будет.
Материал подготовил О.В. Кривошеин

Комментариев нет:

Отправить комментарий