В.музее Харламовской средней школы хранятся вещи и документы односельчан, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. И теперь внуки тех солдат показывают чудеса героизма и верности присяге. Им, мальчишкам, рожденным в 70-е годы, довелось понюхать пороху и дыма в Чечне.
В селе Харламово знали, что с января 1995 года там участвуют в военных действиях рядовые Российской Армии Голев Владимир, Мажуга Вадим, Врубель Вячеслав. А 2 марта 1995 года в школу пришло письмо от бывшего ученика Миншутина Виталия: «Сейчас я нахожусь в командировке в Чечне, разоружаем так называемые незаконные бандформирования, которые грабили и надругались над мирными жителями, особенно над русскоязычным населением. Устраиваем засады и облавы на эти банды. В деревнях разоружаем бандитов, изымаем у населения оружие, взрывчатые вещества, ставим на дорогах КПП, проверяем машины, стоим на позиции, охраняем наш военный лагерь. Бывают стычки по ночам, но бронежилет помогает, надежная вещь, хоть он и тяжелый, но приходится его носить, если хочешь быть живым. Правда, снайпера наседают, так называемые «белые колготки» -женщины-наемницы, которым неплохо платят за головы и звездочки на погонах, в основном, это спортсменки из прибалтийских стран. Пару раз выезжали с колонной в Грозный. Город очень разрушен, говорят, до войны он был красивый. Первое время было трудно. Бессонные ночи. Но мы выдержали это».
Письмо теперь хранится в музее. Виталий Миншутин и Вадим Мажуга вернулись после демобилизации живыми и невредимыми, а вот их одноклассники: Врубель Слава был ранен, а Голев Володя - контужен, после излечения в госпиталях тоже вернулись домой.Через два года одноклассник этих парней Олейник Андрей Валерьевич (в 1997 году закончил Омское высшее танковое инженерное училище) был направлен в город Владикавказ в Северную Осетию. В своих письмах он скупо писал о своей службе, но матери строго наказывал: «Мама, сюда не приезжай, могут украсть. Сильно не беспокойся и не плачь, здесь опасно, но в окопах мы не сидим». Он знал, что война уже рядом. Летом 1999 года его переводят в штаб боевой 928-й дивизии помощником начальника по бронетехнике. С первых дней военных действий на территории Чеченской Республики он снабжает снарядами и запчастями свою дивизию. Досрочно получает звание капитана. Домой пишет редко: «Мама и папа, не беспокойтесь, у меня все нормально. Новый год встретил в Урус-Мартане, Рождество - в Apгуне». Это был 2000 г. А 2001-й год он встречал в Ачхой-Мартане. До сего дня он ходит в колоннах с военными грузами по дорогам Чечни. 6 мая 2000 года в школьном музее встретились участники Великой Отечественной войны и военных действий на Кавказе. Сражались в Арryнском ущелье добровольцы Тимохин Дмитрий, Бондаренко Александр, Муромцев Олег. Поделились своими воспоминаниями. Горько им было вспоминать погибших товарищей. Слишком свежи были боль потерь и испытаний, выпавших на их долю. Учащиеся школы подарили им на память сувениры, изготовленные своими руками.
А 25 мая на линейке последнего школьного звонка 2000 года стало известно о подвиге выпускника школы старшего лейтенанта Чеснокова Евгения, награжденного медалью Жукова и орденом Мужества. Вся страна в апреле 2000 года видела по телевидению кадры хроники из Нижнего Новгорода, где Евгений стоял на костылях в окружении медицинских сестер в коридоре госпиталя. В эти дни Президент России Владимир Путин посетил госпиталь и лично вручил Чеснокову именные часы за самоотверженность и отвагу; проявленные при защите Отечества.
В июне 2000 года Российское радио и телевидение в программе «Вести» сообщили о том, что под Ханкалой обстреляна колонна Российский войск. Дрогнуло сердце в жительницы села Харламово Барановской Валентины Матвеевны, уже 4 месяца не было известий от ее сына Барановского Владимира, находившегося в Веденском районе. Через 2 недели пришла телеграмма из Балашихи, Московской области: «Ваш сын, старший лейтенант Барановский, поступил на излечение в госпиталь». 10 суток не приходил в сознание, врачи уже не верили в его выздоровление - так он сильно обгорел и получил более 100 осколков. Его машина подорвалась на управляемом фугасе. Отец поехал к сыну, ухаживал за ним, делал с ним первые шаги и все уговаривал: «Увольняйся из армии, хватит с тебя, сынок», А он отвечал: «Не могу, батя, там остались мои товарищи, там погиб мой друг. Поправлюсь - буду мстить за себя, за друга, за Россию».
О своем сыне, участвовавшем с первых дней в контртеррористической операции сначала в Дагестане, а затем в Чечне, написала мать в районную газету «Таврические новости» в сентябре 2000 года. 4 мая 2001 года, в канун Дня Победы, она пришла в школу на праздник «Ради жизни и любви», рассказала о Володе, выпускнике 1992 года, подарила музею 1 экземпляр газеты и фотографии. Добавим, что за два месяца до ранения Президент Путин вручил старшему лейтенанry Владимиру Барановскому именной кортик за самоотверженность и отвагу, проявленные при защите Отечества.
На встречу со школьниками 4 мая 2001 года пришла и мать Евгения Чеснокова Тамара Владимировна. Она не только поделилась воспоминаниями о школьных годах сына, но и подарила музею ксерокопии документов:
1. Благодарность верховного Главнокомандующего Вооруженными силами Российской Федерации В. Путина от 11 февраля 2000 года.
2. Грамота ВРИО командира 20 гвардейской мотострелковой дивизии гв. полковника Чепусова.
3. Благодарственное Письмо главы Волгоградской области Н. К. Максюты.
4. Газета «Наследник боевой славы» от 1 декабря 2000 года.
Учащиеся были ознакомлены с заметкой О. Мозолева «Крещенные огнем»: «День 24 декабря 1999 года командиру ремонтного взвода старшему лейтенанту Евгению Чеснокову запомнится надолго. Не предвещавший ничего опасного, этот день чуть не стоил ему и его экипажу жизни.
Рано утром Евгений Чесноков выехал на своем тягаче БРЭМ-1 из расположения батальона для передачи техники в мотострелковый полк, который блокировал боевиков в районе Ханкалы, что на восточной окраине Грозного. Из-за сильного тумана и моросящего дождя колонна, продвигалась медленно. До конечного пункта маршрута оставалось совсем немного, когда тягач Евгения и еще одна машина потеряли из виду основную колонну. Проследовав еще немного вперед, ремонтники в триплексе увидели городские постройки. Только промелькнула мысль, что проскочили поворот, как боевики увидели приближающиеся машины и тут же открыли по ним огонь. Сколько длился обстрел, вспомнить трудно. Время как будто спрессовалось. Старший лейтенант Е. Чесноков увидел, как из впереди идущего КрА3а люди начали выпрыгивать и скатываться в кювет дороги. Через мгновение от попадания гранаты машина загорелась. По броне тягача хлестал ливень пуль.
В такой ситуации старший лейтенант Е. Чесноков не мог оставить своих товарищей на погибель. Он приказал механику-водителю подъехать поближе к горящей машине. Прикрывая броней залегших солдат, экипаж тягача помог им с открытой местности выбраться в более безопасное. Под перекрестным огнем боевиков БРЭМка уводила уцелевших солдат к позициям своих войск.
Во время отхода одна из гранат, выпущенная бандитами, угодила в переднюю часть тягача. Механик-водитель получил ранение. Тогда его место занял командир взвода. Практически без прикрытия огнем, рискуя жизнью своей и спасенных людей, Евгений Чесноков продолжал уходить из-под обстрела. Сидевший внутри экипаж отчетливо слышал попадания по корпусу пуль, выстрелов подствольных гранатометов, разрывы минометных мин. Уже приближаясь к своим, услышали: совсем рядом разорвался снаряд. Старший лейтенант Е. Чесноков был контужен, но совладал с собой, рычаги управления не бросил и продолжал вести тягач дальше.
К счастью, тягач оказался неимоверно живучим, и множественные попадания в него не повредили двигатель. Даже видавшие виды вооруженцы удивлялись, что БРЭМ-1 после такого обстрела вышла сама. В Ханкале потом еще долго приходили смотреть на машину, как на пример превосходства нашей техники над оружием боевиков. А машина представляла собой впечатляющее зрёлище. Практически все навесное оборудование было сорвано взрывами, оптика побита пулями и осколками, в корпусе пробоины от попадания мин и гранат. Этот день стал днем боевого крещения и, можно сказать, второго рождения для Е. Чеснокова и его подчиненных. За самоотвёрженные действия, смелость и отвагу, проявленные при спасении людей, добросовестное исполнение воинского долга в боевой обстановке старший лейтенант Е. Чесноков награжден орденом Мужества и медалью Жукова». Учащиеся и учителя гордятся своими выпускниками. А отец Андрея Олейника - Валерий Петрович сложил такие строчки стихов:
Мне звонит сын по телефону из Чечни:
«Привет, папаня, все нормально, - говорит. -
Дела в порядке, и с питаньем хорошо,
А друг мой Пашка из зачистки не пришел».
Ведущая праздника одиннадцатиклассница Сульман Олеся (ее брат -офицер Омского ОМОНа Стулов Евгений находится в командировке в Чечне) очень выразительно, под звуки духового оркестра, прочла еще одно стихотворение учителя физической культуры школы, поэта В. П. Олейника:
Играют марш «Прощание славянки» ,
И пацаны уходят на войну.
Играют марш «Прощание славянки».
Кому все это нужно, не пойму?!
Неужто нашей доблестной Отчизне?
Чтоб уходили и из дома, и из жизни?
Не может быть, чтоб Родина и Мать
Своих детей ты призывала умирать.
Чтоб снова из Чечни дурные вести,
Чтоб мать без чувств упала на груз «200»?
Подруга свадебное платье отдала...
Он не вернулся, а она его ждала.
Играют марш «Прощание славянки», .
Мужчины в форме выбегают на перрон.
Играют марш «Прощание славянки»,
Победный марш, но не услышит его он.
Взволнованны и потрясены были всем услышанным и гости, и хозяева традиционной майской встречи разных поколений защитников Отечества. Будущим призывникам есть достойные примеры для подражания, об это говорил военный комиссар Таврического района Н. Н. Власов при вручении приписных свидетельств и пожелал молодежи достойно нести звание воина Российской Армии.
Л. С. Олейник, 2001 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий