Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и "суда". Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. Д. Лихачёв

суббота, 27 ноября 2010 г.

Судьба по распределению.

Спор о распределении выпускников.
Вопрос о государственном распределении выпускников ВУЗов постоянно поднимается на самом высоком уровне. Ректоры лесохозяйственных учебных учреждений страны недовольны тем, что большинство выпускников уходят трудиться в другие сферы. Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко также предлагает ввести государственное распределение выпускников медицинских вузов. Он считает, что это позволит решить проблему нехватки кадров.
Для восполнения дефицита кадров в здравоохранении выпускники государственных вузов, получившие образование бесплатно, должны отработать несколько лет в больнице, считает известный детский врач, директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, председатель комиссии по здравоохранению и член Совета Общественной палаты РФ Леонид Рошаль.
«По поводу заказа и распределения: возврата к государственному распределению у нас не будет никогда», – сказал Президент РФ Дмитрий Медведев на встрече с делегациями Третьего съезда социальных работников и социальных педагогов РФ 14 октября 2010 года, добавив, что «такого нет ни в одной стране мира, и мы себе эту роскошь позволить не можем».
«При наличии плановой экономики, наверное, это было возможно. Всех нас распределяли когда-то, и меня распределяли», – отметил Медведев. «Но сейчас это невозможно», – заявил он.
Ранее против системы государственного распределения высказался Владимир Путин. Летом 2010 года студенты пожаловались премьер-министру на работодателей, которые требуют от кандидатов наличие опыта работы от года до трех лет. Участники встречи поинтересовались у Путина, возможно ли стимулировать предприятия для трудоустройства выпускников. «Неправильно, если государство будет навязывать предприятиям. В условиях рыночной экономики рабочая сила как товар найдет применение, если будет качественной», – сказал премьер. В числе возможных решений проблемы Путин назвал стажировки на предприятиях в период учебы. Кроме того, по его словам, крупные компании организуют курсы и финансируют факультеты и отделения, где отбирают специалистов для дальнейшей работы.
Распределение в «Харламовскую среднюю школу»
В своей работе мы решили рассмотреть, какое влияние оказало государственное распределение на судьбу учителей нашей школы. По распределению приехали в нашу школу в свое время выпускники Омского педагогического института имени А.М. Горького Л.С. Олейник, В.М. Чердынцева, М.И. Вагнер, Т.А. Кривошеина, выпускник Омского государственного университета О.В. Кривошеин. Распределение в ОмГУ проводилось с учетом учебных достижений студента. Олег Викторович стоял на шестом месте в списке. На комиссии по распределению ему было предложено остаться работать в филиале Институте математики в Омске, но он решил уехать в родное село, в родную школу. Вагнер Мария Ивановна с подругой сами выбрали Таврический район, а уже по прибытии в районный отдел образования она выбрала Харламовскую. Людмила Степановна Олейник ( до замужества Старшова) сначала была направлена в Неверовскую среднюю школу нашего района, так как в Харламовской не было места. А позже перебралась в Харламово. Галина Викторовна Попова и Ольга Николаевна Барсукова окончили педагогические институты в Казахстане. Но и у них также лучшие студенты имели право выбора на комиссии по распределению. Галина Викторовна шла второй по списку и, поэтому, выбор у нее был большой. Ольге Николаевне предложили одну школу, но она спросила, нет ли вакансий в родном районе, такая вакансия была и ее направили туда. Ни один из вышеназванных учителей не жалеет и не жалуется на распределение. Создали семьи, заслужили признание на работе.
Из приведенных примеров можно сделать вывод, что к распределению выпускников в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях подходили довольно демократично. Был выбор среди свободных вакансий. А у тех, кто учился лучше других, был большой выбор. Все учителя подчеркнули положительную сторону распределения. Выпускникам предлагали работу. Сейчас этого не хватает. И студенты, порой, не знают, куда пойти работать.
Распределение и судьба Васюта Раисы Илларионовны.
Все, кто учился в Харламовской школе с конца 50-х годов, помнят пышноволосую, голубоглазую учительницу, преподавателя физики Раису Илларионовну Васюту (девичья фамилия Шакун). Это моя бабушка. Она родилась 15 июля 1933 года в селе Брахлово Климовского района Брянской области. Мать Улита занималась домашним хозяйством, детьми. Детей было пятеро. Отец был коммунистом, председателем сельпо. Ее детство пришлось на военные и послевоенные годы. Брянская область была разрушена войной полностью. Здесь проходили тяжелые бои. Что фашисты не смогли сжечь, было увезено в Германию. И молодежь угоняли. Ее старшую сестру Настю мать прятала во время войны в землянке в лесу, чтобы немцы не угнали в Германию. Отец и старший брат Иван воевали на фронте с первых месяцев войны. Затем ушел на фронт средний брат Семен, а в последний год воевал и младший Михаил. Рая была самой младшей в семье, поэтому ей приходилось утром и вечером молиться за своего отца и брата, чтобы они вернулись с фронта. «У тебя еще чистая, безгрешная душа,- говорила ее мать Улита, - Бог тебя услышит». И не зря молилась Рая. Все родные мужчины вернулись с фронта.
Навсегда осталось в памяти Раисы и то, что в их доме одно время жил пожилой немец. Он разговаривал по-русски. Семье приходилось ютиться в чулане. Но немец оказался добрым. Не обижал хозяев, иногда делился своим военным пайком с детьми. Улита однажды посетовала: «Что ж вы делаете, зачем войну начали? Зачем убиваете людей?». На что немец медленно ответил. «Матка, я сам очень устал. У меня тоже есть семья. Я так хочу домой!». И еще было обидно, что их родной дом всю войну простоял, а в когда наступали наши войска, во время бомбежки сгорел.
В 1942 году Рая пошла в школу. Плохо одетые, полуголодные ходили дети на занятия. Но тяга к знаниям была велика. Учение Раисе давалось легко. И уже с начальных классов она знала, что будет учителем. И не просто учителем, а учителем математики. После окончания школы Раиса уехала в город Новозыбков. Поступила учиться в Новозыбковский педагогический институт. Студенческие годы - самые счастливые годы. Жила с другими девчонками в общежитии, бегали на танцплощадку, успешно сдавали сессии, ездили осенью в деревню помогать убирать урожай. И много мечтали. Мечтали о своей будущей работе, школе, учениках.
Жизнь быстротечна. Пролетела студенческая пора, сданы государственные экзамены. И вот он – диплом. Диплом учителя физики и математики. Впереди целая жизнь. Большая группа выпускников института была послана в Сибирь. По распределению Раиса приехала в далекое сибирское село Харламово. Путевка Министерства просвещения 15844, приказ №92 по Омскому областному отделу народного образования от 6 августа 1956 года. (Был выдан аванс на проезд в сумме шестисот восьмидесяти девяти рублей).
«Сильно переживала бабушка Улита (это мамина мать),- вспоминает рассказы матери дочь Татьяна,- когда узнала, что дочь Раису направляют по распределению в Омскую область. "В Сибирь поедешь... Ведь так далеко, да и холодно там. Туда, в Сибирь, только каторжных посылали, и они там от голода и холода помирали. А тебе ж еще и учить надо". Мама, пока в поезде ехала, всё в окно смотрела, и письмо домой писала, чтобы бабушку успокоить. Оказалось не так все плохо. Много лесов - значит, есть грибы, много полей - значит, мука будет. Больших яблонь и груш, конечно, она не увидела, но зато видела, как люди копают картошку! Первое, что мама сообщила бабушке, что в Сибири картошка растет! Значит, с голоду не помрем!»
Школой назывался длинный приземистый барак, с подпорками у каждой стены, с печным отоплением, небольшими окнами. Но зато здание утопало в зелени. Ухоженные овощные грядки, подстриженные кустарники и море цветов. Клумбы различных размеров и конфигураций пестрым ковром окружали школьное здание. Коллектив учителей был небольшим и дружным. Чувствовалось, что это была семья единомышленников. Встретили молодого специалиста дружелюбно, помогали и словом, и делом.
«Молодая, симпатичная, - вспоминает Вера Петровна Купченко, - но сразу было видно, что не сибирячка. В ней интересным образом сочеталось олимпийское спокойствие, неконфликтность и страх перед проверяющими. Если на уроке кто-то присутствовал, она сильно терялась».
Время полетело незаметно. Подготовка к занятиям, уроки, концерты художественной самодеятельности, подготовка и проведение праздников, классных часов, субботников, ведение кружков. И все же главным в её жизни была физика. Урокам физики она отдавала всё. Старалась, чтобы дошло до каждого ученика то, о чем она рассказывала. Мягкая и добрая по характеру Раиса Илларионовна никогда не повышала голос. Она никогда не сердилась, если ученик что-то не понял, не знал или не выучил. На уроках физики всегда царила рабочая обстановка. Особенно нравились ученикам различные опыты. Учащиеся школы, под руководством Раисы Илларионовны часто становились победителями и призерами районных олимпиад по физике.
Много времени занимало классное руководство. Не один десяток учеников выпустила Раиса Илларионовна в большую жизнь. Многие стали классными специалистами: учителями, врачами, инженерами, агрономами и просто хорошими людьми.
Сколько совершено за школьные годы походов, поездок, путешествий. И всегда со своими учениками – классный руководитель. Сколько сил, труда и времени затрачено, чтобы выросли её ученики добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми, милосердными, преданными своей Родине. В каждого ученика вложена частичка её сердца. И ученики отвечали ей тем же – добром и уважением. Добрыми словами вспоминают свою классную руководительницу директор Харламовского Центра Культуры Тихонюк Н.Н., учитель математики Харламовской средней общеобразовательной школы, директор этой школы с 1988 по 2010 годы Кривошеин О.В., директор Таврической спортивной школы Старшов В.С., главный бухгалтер Харламовской сельской администрации Дзигилевич Г.И. и еще сотни выпускников. Каждый житель районного центра, да и многие жители других сел района знают телемастера Гунько Федора Степановича.
35 лет отдано Харламовской школе. В ней Раиса Илларионовна состоялась как человек и учитель. В ее трудовой книжке только одна запись о приеме на работу: в Харламовскую среднюю школу учителем математики и физики. А сибирское село стало родным. Здесь встретилась с веселым красавцем Александром Васютой, который при первой же встрече утонул в ее голубых глазах. Это была любовь с первого взгляда. Здесь же появились два сына Владимир и Николай, радость и надежда родителей.
Черным днем оказалось 3 сентября 1966 года. Трагический случай унес жизнь Александра. А 4 сентября Николаю исполнилось 6 лет. Он спрашивал мать, почему столько народу приходит в дом и никто его не поздравляет. Володя в этот год пошел во второй класс. Но огромное трудолюбие, привитое ей с детства, терпение и сила воли помогли Раисе выстоять. «Мы удивлялись,- вспоминает В.П. Купченко,- как она успевала справляться со всем домашним хозяйством и работой в школе». Приходилось держать корову, свиней, курей. Детей надо было кормить.
Со временем боль утраты отступила. Встретила в 1972 году хорошего человека, Корнеева Алексея и снова в семье поселилось счастье. Родилась дочь Татьяна. Выросли и завели свои семьи сыновья. Татьяна с серебряной медалью закончила Харламовскую среднюю школу, затем окончила Омский педагогический институт и сразу же стала преподавать математику в родной школе. Она так же, как и мать любима и уважаема учениками и учителями. И в ее трудовой книжке тоже только одна запись о приеме на работу: в Харламовскую среднюю школу.
«Раиса Илларионовна пользовалась авторитетом и уважением среди коллег за отзывчивость и милосердие, за простоту и человеколюбие, за ум и скромность. Когда в коллективе случались праздники, Раиса Илларионовна угощала всех сибирскими пельменями и блинами. Это была отменная хозяйка»- вспоминают о ней учителя школы. И еще одно замечательное свойство этого человека. Она никогда не конфликтовала с коллегами. Менялись директора, их заместители. Порой приезжали комиссии из районного отдела образования, областного, разбираться с конфликтами. Но это не сказывалось на работе учителя физики, она учила детей.
Вспоминает Смирнова Лилия Альфредовна. «Мы приехали в Харламово в 1978 году. Мне было 26 лет. И первый человек, с которым пришлось вплотную столкнуться на работе – Раиса Илларионовна. Мудрая и добрая. Она показала лабораторию и рассказала что к чему. Завязались очень доверительные отношения. Как с матерью. Я делилась с ней всеми проблемами и радостями, в том числе семейными. И она понимала, советовала, иногда журила, наставляла. Но никогда не выдавала. Она заставила меня писать плакатным пером. Помню, я отказывалась, говорила, что не умею. «Пиши как умеешь!»-последовал ответ. Я пошла в коридор, посмотрел, как пишет ученица Ольга Кривошеина, и научилась потихоньку».
«Очень порядочный и справедливый человек,- продолжает Владимир Павлович Смирнов,- На недостатки указывала прямо, не лукавя. И на нее никто не обижался. Очень гостеприимная. Любила приглашать к себе в гости. И мы любили у нее гостить».
Евгения Петровна Ефремова вспоминает. В 2003 году состоялась встреча выпускников школы 1963 года. После сорокалетней разлуки приехали из разных концов страны бывшие одноклассники. Навестили любимую учительницу. Раиса Илларионовна встретила их на пороге своего дома, поседевшая, в белом платочке. Каждого вспомнила по имени, расспросила о семье, работе, здоровье. Долго разговаривали учитель и ученики, вспоминали школьные годы, курьезные случаи, смеялись. Это была встреча с юностью и последняя встреча с учителем.
И выпускники 1976 года всегда на встречи приглашали свою классную. Она интересовалась делами бывших учеников, советовала. И была рада этим встречам.
В 1990 году член Союза журналистов СССР Д.Ильенко написал статью «Комбат» о выпускнике школы, командире батальона, полковнике Владимире Емельянове. Приведу один абзац из этой статьи. «Комбат очень интересный собеседник. Любит вспоминать Омскую область, свое село Харламово. Даже помнит имена своих учителей. В частности, преподавателя физики Раису Илларионовну Васюту. О ней офицер говорит с благодарностью. Еще бы, она привила Емельянову, его ровесникам любовь к труду, земле родной».
Часто в период летнего отпуска Раиса Илларионовна с дочерью ездила в Москву к своему старшему брату. Он сразу же после войны остался в Москве. Но от предложений остаться в столице жить и работать отказалась. Старший ее брат Семен жил в Риге, а средний в родном Брахлово.
В жизни каждого человека есть знаменательные даты, встречи, события, расставания. Проходят годы и десятилетия, стираются из людской памяти факты, случаи ,лица односельчан и соседей. Но никогда не забывают люди школу, школьных друзей и учителей. И с годами эта память становится острее.
Заключение.
Я не хочу сказать, что распределение выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений необходимо и замечательно. Но определенные положительные моменты в нем есть. И для государства, и для молодых специалистов, студентов. Как бы сложилась судьба для Кондрахиной Марии Алексеевны, если бы после окончания педагогического училища ее по распределению не прислали в Омскую область, в Лобковскую начальную школу? Ведь родилась и выросла она в Орловской области. А в Лобково она встретила Писаренко Александра Терентьевича, уроженца Брянской области. Он, отслужив в морском флоте, приехал в Сибирь поднимать целину. Создали семью, воспитали двоих детей. И не вернулись на родину, хотя родные их звали. Таврический район стал местом рождения их детей и внуков.
Супруги Смирновы встретились в Веселорощинской восьмилетней школе. Лилия Альфредовна была туда направлена после окончания педагогического училища учителем начальных классов. Владимир Павлович, после службы в армии начал работу в этой школе учителем физической культуры. Там у них родилась дочь, а затем сын.
Супруги Барсуковы встретились в Казахстане в Малонарымской средней школе, куда оба попали по распределению. Ольга Николаевна работала учителем математики, начальных классов. Станислав Юрьевич учителем трудового обучения. Позже они переехали в Харламово, в это время многие русские семьи уезжали из Казахстана.
А как бы сложилась судьба Раисы Илларионовны, если бы ее не распределили в Омскую область? По другому. Хуже или лучше никто не знает. Но моя бабушка никогда не жаловалась на судьбу. Она гордилась своими сыновьями и дочерью. Своими учениками, следила за их успехами после школы, была рада встречам с ними.
Литература и первоисточники.
1. Личные воспоминания учителей МОУ «Харламовская СОШ»
2. Личное дело учителя Васюта Раисы Илларионовны.
3. «Спасибо, школа, тебе!» Из истории Харламовской средней школы. 2002 год.
Выполнила ученица 8 класса Баранова Юлия.
Руководитель Кривошеин Олег Викторович, учитель математики.

Комментариев нет:

Отправить комментарий