Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и "суда". Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. Д. Лихачёв

воскресенье, 28 ноября 2010 г.

Программа развития музея

Муниципального образовательного учреждения
«Харламовская средняя общеобразовательная школа»
Таврического муниципального района Омской области.
I. Введение.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

По своему профилю музей является краеведческим музеем, основан 29 ноября 1984 года. В экспозиции школьного музея имеются подлинные материалы, которые раскрывают важнейшие этапы развития нашего сельского поселения, района, области, страны. Основная работа нашего музея - пропаганда боевых и трудовых традиций народа. Они помогают расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории.
Задачей педагогического коллектива школы является максимальное использование материалов музея в учебно-воспитательном процессе. Опыт подтверждает целесообразность проведения уроков в самом музее с учетом его профиля или использования отдельных экспозиций в различных классах при изучении определенных тем учебной программы по истории, литературе, историко-культурному наследию народов Омского Прииртышья, обществознанию, основам безопасности жизнедеятельности. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся.
Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения предлагается учителям в перспективном планировании на учебный год предусматривать работу учащихся в музее и использовать музейные материалы в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами.
II. Цели и задачи музея.
Школьный музей способствует:
- воспитанию у детей и подростков края патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов;
- приобщению детей и подростков к историческому и духовному наследию народов Омского Прииртышья через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении и благоустройстве памятников.
Задачи музея:
- участие в реализации регионального компонента в образовании;
- развитие интереса к истории Омского Прииртышья через краеведческую деятельность;
- организация досуга школьников;
- организация социальной практики через поисковую, исследовательскую деятельность;
- выявление, сбор, хранение и изучение музейных предметов и музейных коллекций;
- организация активной экскурсионно-массовой работы с учащимися и населением Харламовского сельского поселения, тесная связь с ветеранскими и общественными объединениями;
- формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности.
III. Содержание работы музея.
В содержание работы музея входит:
· сбор свидетельств о событиях местной истории и людях, в них участвовавших, поддержание связи с ними. Темы исследований на ближайшее время
«Поклонимся великим тем годам» (об участниках и событиях Великой Отечественной войны),
«Продолжатели традиций» (о земляках участниках боевых событий в Чечне, Афганистане, других горячих точках, офицерах и рядовых солдатах российской армии),
«История образования сел: Харламово, Лобково, Сибкоммуна»,
«Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей», «Наши достижения». (Продолжение сбора материалов об учителях школы, достижениях учащихся).
· пропаганда материалов поисково-исследовательской работы в печати, в районной газете «Таврические новости», на телевидении.
· организация конкурсов патриотической направленности, выставок, участие в муниципальных и региональных мероприятиях, соответствующих профилю музея, таких как конференции учащихся «Летопись сибирских деревень», «Рябининские чтения», районные и областные краеведческие чтения,
· участие в проведении школьных проектных недель, подготовка материалов, докладов для школьных, муниципальных и региональных конференций научного общества учащихся «Поиск».
· работа школьного клуба «Память»,
· организация встреч учащихся школы с ветеранами войны и труда, офицерами российской армии, выпускниками школы.
· поддержание связи с районными и областными ветеранскими организациями, музеями.
· проведение тематических вечеров, классных часов, уроков мужества, дискуссий и др.
· подготовка экскурсоводов из состава учащихся школы и проведение экскурсий по темам: «Хроника исчезнувших деревень», «Тыл и фронт непобедимы», «Они защищали и победили», «Выпускники – защитники Отечества», «Дети помогают Родине» и другим.
· Реставрационно-оформительская работа:
- оформление стендов и витрин;
- уход за экспонатами и их реставрация;
- ведение учетной документации музея.
IV. Механизм реализации программы развития музея.
Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет Совет музея. Привлекая актив учащихся, совет:
- планирует работу;
- изучает литературно-исторические и другие источники соответствующей музею тематики;
- систематически пополняет фонды и библиотеку музея путем активного поиска в экскурсиях, встречах, туристических походах;
- ведет строгий учет фондов в инвентарной книге, обеспечивает сохранность музейных предметов;
- создает и обновляет экспозиции, выставки;
- проводит экскурсионно-лекторскую и массовую работу для учащихся и населения;
- работает в контакте с Таврическим районным музеем, устанавливает связь с государственными музеями соответствующего профиля, участвует в выполнении их заданий;
- устанавливает и поддерживает связь со школьными музеями соответствующего профиля;
Осуществление целенаправленного систематического педагогического руководства - важнейшее условие повышения действенности музея в учебно-воспитательном процессе. Координацию деятельности совета осуществляет руководитель школьного музея. К работе музея активно привлекаются ветеранские, общественные и творческие организации, с целью полнее использовать их опыт и духовный потенциал в сохранении и преемственности славных боевых и трудовых традиций.
Контроль деятельности по развитию и организации работы музея осуществляют директор школы, его заместитель по учебно-воспитательной работе.
V. Оценка эффективности реализации программы развития музея.
В результате осуществления программы развития музея ожидается: усиление духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, возрождения истинных духовных ценностей российского народа, сохранение и развитие его славных боевых и трудовых традиций, оптимизация работы по военно-патриотическому воспитанию школьников в современных условиях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий