И школа для меня была священным местом.
А мой учитель - Богом и царем.
А. Иванов.
Богатство земли Таврической, её история, её летопись-это наши люди, заслуженные и простые труженики, награждённые и скромные работники, руководители и рядовые. Юбилей района - это наш общий юбилей.
История нашего района складывалась из судеб людей, таких, как Семёновы Ианнуарий Иванович и его жена Анастасия Ефимовна.
Яркими страницами в истории просвещения является жизнедеятельность Семёновых. За свой труд они награждены медалями «За трудовую доблесть», «За доблестный труд», орденами Ленина и Почётными грамотами. Они начали учительскую деятельность ещё до революции. Анастасия Ефимовна ,1897 года рождения, начала работать в 1915г в селе Ново-Троицком, Павлодарского уезда в качестве заведующей школой. В 1917-1918гг Семёновы работают в селе Голубовка, Павлодарского уезда. Они принимают участие в организации первых советских школ, являются активными агитаторами за новую жизнь. Затем вместе учительствуют с 1919-1934гг в селе Тарханка, Усть-Каменогорского уезда, в родном селе Ианнуария Ивановича. В 1934году он становится первым директором Харламовской семилетки. В 1939году школа преобразуется в среднюю, директором назначается Семёнов Ианнуарий Иванович - умелый педагог, талантливый организатор. Очень скоро школа - одна из лучших в районе. В этом же году группа учителей Таврического района была награждена правительственными наградами, среди них и супруги Семёновы.
Константин Рябинин писал: «Я приехал в Таврическое летом 1937 года и сразу попал в дружный коллектив учителей, который имел связь не только со школами райцентра, но и со всеми колхозами района, откуда в Таврическую среднюю школу ежегодно поступало пополнение из семилеток. В те же годы перед войной организовывались старшие классы и в Харламовской школе, которая стала второй средней школой в районе. Её организатором и первым директором был замечательный педагог-биолог Юрий Иванович Семёнов. Мы, молодёжь, восхищались его неутомимой общественной деятельностью, внимательно слушали его интересные и поучительные выступления на конференциях, педагогических совещаниях, читали его статьи в газетах, обращались за помощью и советом, перенимали его богатый опыт в воспитательной и учебной работе. Мы узнали, что Юрий Иванович и Анастасия Ефимовна работают учителями в школах Прииртышья с 1916года, принимают участие в организации Советов и первых советских школ. Местные газеты не раз писали о подвижнической деятельности Семёновых, об опытнической работе учащихся Харламовской средней школы на пришкольном участке, о повседневной помощи совхозу. В одной из своих статей Ю.И.Семёнов писал: «Как учитель биологии, использую материал с сельскохозяйственным содержанием. Изучая удобрения, выясняю, как их приготовить, как вносить в почву. Ставим опыты, организовываем наблюдения и непосредственную работу учащихся в совхозе».
Он убедил нас, что необходимым продолжением учебно-воспитательного процесса является работа учащихся на пришкольном участке, в школьном саду, на полях и фермах, где наши питомцы получают и закрепляют теоретические знания. Многие учащиеся Харламовской средней школы – воспитанники Юрия Ивановича и Анастасии Ефимовны- стали механизаторами, животноводами, агрономами родного совхоза.
1941год. Июнь. Началась Великая Отечественная война, ушли на фронт учителя школы: Сергеев Павел Петрович, Скиба Анастасия Степановна, Закутаев Иван Алексеевич.
В сентябре 1941года районная газета «Социалистический труд» писала: «По инициативе Харламовской учительницы Анастасии Ефимовны Семёновой в совхозе широко развернулась работа по организации посылок для доблестных защитников Родины. Работники совхоза, учителя школы посылают 3 рубашки, 3 полотенца, 6 пар носков, 23 носовых платка, туалетное мыло, конверты, одеколон и многое другое, из теплых вещей- 5 пар валенок.
Школьники установили переписку с бойцами Красной Армии, отправляли посылки на фронт, делились учебниками, школьными принадлежностями со своими сверстниками из освобождённых районов, вместе с взрослыми приближали долгожданную Победу».
И.Сидоров, секретарь партбюро совхоза имени Харламова.
Иной стала и школьная жизнь. В августе- сентябре ученики вместе с учителями трудятся на уборке богатого урожая. Учебный год начался с 1 октября. Учёба сочеталась с общественно-полезным трудом. На переводных экзаменах школьники показывают глубокие и прочные знания. Учащиеся занимаются гимнастикой, легкой атлетикой, лыжной подготовкой, изучают винтовку, гранату. Собраны средства на танк «Таврический школьник» и танк «Омский колхозник».
И всё это благодаря самоотверженной работе учителей.
В 1942году состоялся первый выпуск 10 класса. Прямо со школьной скамьи парни и девушки ушли на фронт.
В это время Анастасия Ефимовна руководила секцией словесников района, организовывала открытые уроки. Сколько внимания она уделяла каждому: и молодому учителю, и своему ученику.
Семёновы вырастили и воспитали двух сыновей и дочь. Сын Николай погиб в первых боях, защищая границы Советского Союза, сын Юрий тоже участник Великой Отечественной войны, парашютист, дочь-инженер.
1951год. Август. Школа-участница выставки ВДНХ. В музее хранится собрание сочинений Мичурина, с дарственной надписью: «За выдающиеся достижения в учебно-опытнической работе». Руководил всей работой кролиководов, овощеводов, цветоводов школы преподаватель биологии, директор школы Семёнов Ианнуарий Иванович.
Тёплые воспоминания супруги Семёновы оставили у своих учеников. Вот что пишет бывшая ученица Купченко В.П.: «Вспоминается урок литературы. Его ведёт Анастасия Ефимовна Семёнова - грузная, пожилая женщина, в тёмной, почти монашеской одежде, с крупным, некрасивым лицом, но когда она начинает читать стихи, её глаза зажигаются удивительным ярким светом, лицо преображается и становится прекрасным. Как она читает. Артистка. Великолепная дикция, меняется ежеминутно тембр голоса. Её хочется слушать и слушать. Прозвеневший звонок раздражает, уходить с урока не хочется».
М.Н.Науменко окончила школу в 1942году и вспоминает: «Учиться я начала в 1935году. Самое яркое впечатление той поры - школьная ёлка. До этого я на ёлках никогда не была. Учителя нарядили её втайне от нас, и когда всё было готово, пригласили ребят. Зашли мы в зал и … ахнули. Такой красивой нам показалась ёлочка. Многие ребятишки были в маскарадных костюмах, мы играли, пели, водили хороводы, одним словом - здорово!
Запомнила хорошо учителей Юрия Ивановича и Анастасию Ефимовну. Юрий Иванович был директор строгий такой, передать не могу, как мы его боялись, хотя не помню, чтобы он на кого-то прикрикнул даже. Он нам казался чем-то вроде Бога, такое преклонение было перед его авторитетом.
А разве можно забыть, как мы разбивали сад вокруг школы. Когда привезли саженцы, мне тогда досталась жимолость, ямки выкопали, кустики посадили, а на переменах на перегонки бегали их поливать и рыхлить землю. Поднялись наши кустарники, зазеленели, то-то было радости!»
Нет уже с нами Юрия Ивановича и Анастасии Ефимовны. Но память о них жива в сердцах и делах их учеников. В школьном музее сохранилось письмо Анастасии Ефимовны с воспоминаниями о пройденном учительском пути.
Всю свою сознательную жизнь они сеяли «разумное, доброе, вечное». А мы, их потомки, говорим «спасибо сердечное», за их любовь к детям, за большой вклад в развитие и становление нашей родной, маленькой, сельской школы.
Серебринников Евгений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий