Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и "суда". Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. Д. Лихачёв

суббота, 27 ноября 2010 г.

Дети и война.

Цена победы советского народа над фашизмом была огромной. Через войну в рядах советских Вооруженных Сил прошло более 29 млн. человек, всего в 1941-1945 гг. против Германии и её союзников действовало 39 фронтов, было сформировано 70 общевойсковых ,5 ударных, 11 гвардейских и 1 отдельная Приморская армия. Война унесла миллионы жизней советских граждан. За годы Отечественной войны  погибло, умерло от ран, пропало без вести более 1 миллиона человек командного  состава, или 35% от общего числа офицеров, до 10 миллионов воинов. В тылу врага и на оккупированных территориях погибло около 4 миллионов партизан и подпольщиков. В фашистской неволе оказалось 6 миллионов советских граждан. Оккупанты разрушили 1710 советских городов и посёлков, свыше 70000 сёл  и деревень, 82000 школ. Миллионы детей остались без родителей. Их вырастило государство. Детям пришлось пережить: бомбёжки, пожары, голод, бродяжничество. Дети находились в немецких лагерях на территории Польши, Германии. Дети работали у станков наравне со взрослыми и получали  правительственные награды. Учились в школе и помогали убирать урожай с полей.
             Из Таврического района в промышленность было мобилизовано  1120 человек. Райисполком  получил задание о мобилизации не стройки эвакуированных в Омск заводов, на работу в железнодорожный транспорт и даже на шахты Кузбасса. Сельсоветам давались задания и по этим разнарядкам 15-16 летние, в основном, девушки, под слёзы провожающих матерей отвозились  на сборные пункты.  Дети во главе с учителями привлекались на сельхозработы, 12-15 летние дети работали вместе с взрослыми, младшие выходили на сбор колосков. В предвоенные годы школы Таврического района выступали инициаторами изучения тракторов, автомашин. Старшеклассники могли управлять машинами.
2. В Харламовской средней школе ведёт уроки русского языка и литературы  Купченко Вера Петровна. В годы Великой Отечественной войны она была школьницей. Её отца, Ристо Петра Ефремовича, забрали в труд армию, и осталась Вера с мамой, бабушкой и трехмесячным братом. Школа была длинным бараком. Внутри школы длинный узкий коридор и тёмные классы с подслеповатыми окнами. В каждом классе печь, топка из коридора. В 4 часа утра ночной сторож затапливал все 12 печей, в 8 утра к началу занятий становится тепло, правда угарно, чадно, темно, в каждом классе одна керосинная лампа, она едва освещала учительский стол и доску.
В конце декабря Ефим Яковлевич Ристо, завхоз школы привозил в школу    из           лесничества красивую ёлку к новогоднему празднику. Все классы включались в работу по производству ёлочных игрушек. Это были цепи из цветной бумаги, гирлянды из луковиц, цветные бумажные фонарики. Дети готовили праздничный концерт. Если было свободное время, жители села приходили даже на репетиции послушать детей. Подарки детям готовили в тайне от них учителями. Клеились бумажные кулёчки и раскрашивались. В них были кедровые орешки, разноцветные конфеты- подушечки, печенье, мармелад. Всё это было чудом для голодных детей.
Рядом со школой находился жилой барак. Половину занимали учительские квартиры,  во второй половине был военный госпиталь. Здесь находились раненые солдаты, эвакуированные сюда из прифронтовых госпиталей. Дети ходили  в госпиталь к раненым, стирали им бинты, читали  им книжки. В памяти Веры Петровны осталось жестокая зарубка, и до сих пор холодеет сердце от слова «политотдел». Дети не понимали его значения, но означало оно что-то тревожное, чего надо опасаться. А означало оно приезд каких-то представителей власти из района. Взрослые что-то прятали, лица у всех тревожные и взволнованные. С приездом «политотдела» начинались повальные обыски в селе. Все это делалось быстро, оперативно, всегда неожиданно для села. Перепуганные жители (в основном  это были женщины) знали, что добром такой приезд не кончится, всегда что-то находили во время обыска, кого-то увозили из села, наказывали.
А искали «просомучку», так назывался размол зерна: проса, овса, пшеницы для откорма животных на фермах. Матери тайком приносили его в карманах, мешочках домой, чтобы  напечь лепёшек и сварить кислого киселя для голодных детей. Брали с фермы рыбий жир, на котором пекли эти лепёшки, им же заправляли кислящий кисель, жарили картошку.
Это страшное слово война…
Оно было страшным и осязаемым физически, когда на фронт ушли почти все  мужчины. «Всё для фронта, всё для войны!» Этот девиз помогал преодолевать все трудности, верили люди в победу. Это было  трудное время: четыре года лишений, недоеданий, нет керосина, нет спичек, чтобы растопить печь, берегли тлеющие угли (их переносили от избы к избе), люди пообносились, одежда была чинена-перечинена, дыры в валенках затыкали соломой, к тому же они были одни на всю семью.
 Питались картошкой, свеклой,  репой, брюквой и то  не вдоволь. Большим подспорьем был сбор колосков: их сушили, мололи на жерновах. Но для фронта нечего не жалели: собирали тёплые вещи, вязали рукавицы,  носки, шили кисеты, и всё это отправляли на фронт. Только в 1942-1943 гг. на фронт было отправлено из нашего района более 500 полушубков, 544 пары валенок, свыше 140 пар тёплого белья, 2064 пары шерстяных носков, 1172 пары тёплых варежек. На танковую колону «Омский колхоз» от трудящихся района поступило 1960 рублей, или было выкуплено займов и билетов денежно-вещевых лотерей на 4,5 миллиона рублей. Рабочих рук не хватало. Трактористов, ушедших на фронт, заменили 15-16 летние девушки и парни.  Сколько дум передумано! Сколько слёз пролито! Сколько было получено похоронок. Ни один двор не обошла беда. Там погиб сын, там брат, дядя, отец. На фронтах погибло  250 человек из Харламова. Вот некоторые имена погибших: Петин Тихон Егорович, Кочерга Павел Александрович, Никодимов Дмитрий Иванович, Захаров Андрей Егорович, награжденный четырьмя орденами, в том числе орденом Кутузова бессмертного, Зарубайло Андрей, Анатолий Ларюшин, Иван Боровских, Николай  Семёнов, Владимир и Андрей Гуркины, Павел и Иван Кочерга, и многие другие солдаты- герои, шагнувшие в горнило войны со школьной скамьи. Тяжело было взрослым. А как пережили войну дети? Какой она им запомнилась? В конце ноября 1941 года, когда снегом были забиты, дороги  известили харламовцев, что на станцию в Кировск прибывают два вагона с детьми из Ленинграда. Предупредили, что дети плохо одеты. Их нужно было обеспечить тёплой одеждой и встретить. Времени было мало, обратились к школьникам с просьбой помочь собрать пимы, шапки, тёплые шубы для перевозки детей. Совхоз выделил подводы. Догадались напечь свежего хлеба  и захватить булки на станцию. И там по кусочку выдавали голодным и немытым детям.
В 1942 году состоялся первый выпуск 10 класса Харламовской средней школы. Юноши и девушки этого выпуска ушли на фронт.
При Харламовской средней  школе был интернат. В нём было 12 детей. Здесь же жили эвакуированные дети из Ленинграда.
Летом дети, учителя и технические работники заготавливали топливо, осенью работали на полях, собирая колоски.

3. В годы Великой Отечественной войны семья      Захаровых жила в нашем селе Харламово. В семье было четверо детей. Вот что рассказала о себе Валентина Андреевна Захарова (Викол). Родилась она в 1934 году 3 июня. В школу пошла в 8 лет, в 1942 году. Училась она хорошо. С большим уважением относилась к директору школы Юрию Ивановичу Семёнову. Также Валентина Андреевна хранит в душе память и о других педагогах Харламовской школы. Это Семёнова Анастасия Ефимовна, Козлов Тимофей Павлович и другие. Учителя были добрые, отзывчивые, все дети их любили и уважали. С первого класса по восьмой класс ученики работали, а на заработанные деньги детей кормили бесплатно. На участке выращивали картофель, морковь, свёклу, огурцы. Зимой ученики делали снегозадержание, летом пололи руками пшеницу, осенью собирали колоски. Уже в седьмом классе Валентина Андреевна стала  комсомолкой. У семьи Захаровых не было подсобного хозяйства. Еды тоже порой не хватало. Ели они то, что смогли вырастить на огороде. В доме готовили борщ, варили картофель, пекли ржаной хлеб, ели репу. В приготовление борща входили: картофель, капуста, вода, соль. Жиров не было. «Ёще наша мама пекла лепёшки» - рассказывала Валентина Андреевна - « Лепёшки готовили из картошки, их нужно было обвалять в муке и жарить на сковороде. Когда мама их жарила, мы сидели за столом и ждали, когда же они будут готовы». Чтобы как-нибудь прожить зиму, семья брала на конюшне лошадь, запрягали и  ездили в лес за дровами. Одежды и обуви было мало. Летом ходили босиком, весной и осенью носили туфли и тапочки, зимой – валенки. Девочки носили только  платья и юбки, в брюках ходить было не принято. В праздничные дни ели то же самое, что и в обычные дни, потому что всё отдавалось на фронт, бойцам. В школе ставили ёлку на Новый год. Детям давали подарки. Это были булочка и карамельки. Зимой в свободное время дети делали снежные городки, лепили снеговиков, играли в снежки. Вскоре Валентина Андреевна пошла учиться на бухгалтерские курсы в селе Астыровка. В 15 лет пошла, работать в контору сначала учеником, а потом бухгалтером. В 1989 году пошла на пенсию, но после ухода на пенсию работала ещё 3 года. В 2004 году Валентине Андреевной исполнилось 70 лет.

4. Баценкова Надежда Ильинична, жительница села Харламова, жила со своей семьёй в городе Донбассе, и родилась она тоже там, на шахте №8. Но им пришлось переехать, так как у них там не было школы, а уехали они в Красноармейский район Донецкой области на рудник имени Шевченко. Началась Отечественная война, Надежда в оккупации была два года. На этой шахте имени Шевченко разбомбили новую школу. В этом посёлке стояла танковая часть.  Немцы угоняли нашу молодежь к себе в Германию на работу, но были такие подпольные организации, которые предупреждали город, когда будут ходить немцы, и многие прятались. Но бывало, что немцы идут цепью и вылавливают наших людей: из посадок, полей, садов. В это время было очень трудно жить, люди кормились, кто как мог, меняли свои вещи на продукты. Немцы давали маленький паёк, только тем, кто был зарегистрирован на бирже труда и работал: масло в нём заменялось жмыхом, хлеб был из кукурузной муки, как каша, спрессованная в булочку, а овсяной хлеб был из непросеянной муки. Его надо было очистить от шелухи. Для этого его заливали водой, затем сливали всплывшую шелуху и варили овсяной кисель.  Обнов у людей не было, донашивали, у кого, что было до войны. Вдобавок ко всему, немцы ходили по хатам и брали, то, что им понравится. Открыли детям школы. Детей учили на украинском языке, но преподавали русский и немецкий языки. С учебниками было плохо, тетрадей не было, ученики писали на простой газетной бумаге.
Напротив школы стоял концлагерь, ограждённый колючей проволокой  для пленных красноармейцев. Условия содержания пленных были ужасны, когда пленные несли своего умершего пленного товарища на носилках, то все ученики и учитель подходили к окну и смотрели, как его несут. Однажды, когда несли очередного пленного, у него были открыты глаза и текли слезы, так как немцы не ждали, пока умрёт больной, а сразу их убирали. Трупы складывали  в противотанковый ров. Многие женщины, рискуя жизнью, лезли в этот ров и  спасали тех, кто ещё дышит, затем тайно уносили к себе домой, возвращали их к жизни.
Прошло два года оккупации. Красная армия стала наступать и освободила оккупированные территории. Между городом Красноармейском и территорией шахтёрского посёлка произошел жестокий бой. В г. Красноармейске на двух улицах вырезали мужской пол от младенца до стариков, а население шахтёрского посёлка рудник имени Шевченко хотели загнать в клуб и мельницу и сжечь. Это был приказ немецкому отряду, но подпольная организация узнала об этом и предупредила по инстанции. Русский самолёт разбомбил 12 цистерн, были взорваны штабеля тяжеловесных снарядов. Людей предупредили,  чтобы не выходили на улицы, чтобы не убило или не ранило осколками. В это время дым от цистерн шёл на посёлок, и рвались снаряды. Фашисты не смогли выполнить своё задание. Красноармейский женский батальон, получив приказ о наступлении на этом участке, бежал без остановки 82 километра, боялись, что сожгут шахтерский посёлок. Когда они прибыли на место их встречали с радостью и со слезами на глазах, и женщины тоже  плакали и радовались, что все они живы. А до того, как им прийти, немцы ушли в сумерках ночи. Всё это видела своими глазами Надежда Ильинична, всё это пережила.   
    
5. Когда началась Великая Отечественная война, Зарубиной Елизавете Максимовне, исполнилась 12 лет. В семье её родителей было 8 детей. Её старший брат ушел на фронт в 17 лет. С войны не вернулся-погиб в 1943 году в Белоруссии. Жизнь была очень трудная, как и у многих других людей в то время, и Елизавета Максимовна пошла, работать в 12 лет. Она вставала очень рано и шла кормить свиней. Трудилась и в поле во время посевной, и во время жатвы. Умела скрыть свою усталость и быть веселой, и радовать других людей.
Очень трудным в военные годы было положено детей. Когда началась война, Сердюк Василию Ивановичу, было 9 лет. Отца Василия забрали на фронт. Детство не было весёлым и беззаботным, поскольку семья была многодетной и нужны рабочие руки, благодаря которым семья могла бы прокормиться. Василий пас скот. Одежды новой не было, ходили в обносках, босые. Ели гнилую картошку, макуху, вместо хлеба-лепёшки из отрубей. В школу Василий ходил только 4 года.
    
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришёл час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нём разгорается священная любовь к родине и ненависть к её врагам. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью. Маленькие герои большой войны. Они сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Лёня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В Керченских катакомбах, как  Володя  Дубинин. Прошло 60 лет. Но это было. Было  в истории большой нашей страны, было в судьбах  её маленьких граждан – обыкновенных  мальчишек и девчонок. И назвали их люди героями. Героями Советской Родины.
       Выполнила: Смагина Оксана, ученица 8 класса Харламовской средней школы
         Руководитель: Попова Галина Викторовна, учитель истории

Комментариев нет:

Отправить комментарий