Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и "суда". Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. Д. Лихачёв

воскресенье, 8 мая 2011 г.

От Старого Оскола до Берлина.


 Из архивов школьного музея. Воспоминания ветеранов.
Михаил Иванович Князевич. Родился в с. Гончаровка Таврического района 25 сентября 1920 года. Учился в с. Гончаровка и с. Любомировка. После школы поступил в горнопромышленный техникум в Прокопьевске. После окончания техникума работал в с. Павлоградке киномехаником.
В октябре 1941 года ушел на фронт. Долгим был путь к желанной победе. Первое боевое крещение принял в ноябре 1941 года под Старым Осколом, что в Курской области. А месяцем позже, в жестком бою с превосходящими силами врага, немецкие танки накрыли орудийный расчет. На долю Михаила Ивановича пришлось 20 осколков. К счастью, выжил, отлежался в госпитале и вернулся в строй артиллеристов.
Пережил тяжелые дни Сталинграда. На глазах солдата-сибиряка прекрасный город был превращен в развалины. Зато с торжеством мстителя посылал 4-х пудовые снаряды в гущу окруженной армии Паулюса. Видел десятки тысяч пленных, истерзанные и обгоревшие трупы врагов. Советская артиллерия тут поработала на славу!
44-я гвардейская пушечно -артиллерийская Одесская Краснознаменная бригада, в составе которой сражался Михаил Иванович, была резервом главного командования. Там, где складывалась наиболее трудная обстановка, появлялись могучие пушки РГК. Снаряды уносились за 20-30 км., взламывая доты и железобетонные капониры вражеской обороны. Порой приходилось выходить на прямую наводку, расстреливая гитлеровские «тигры» и «фердинанды».
Сталинград – Новочеркасск – Ростов-на-Дону – Таганрог – Мариуполь – Одесса – Кишинев – Варшава – Кюстрин – Берлин – вот путь, пройденный Михаилом Ивановичем со 152-миллиметровой пушкой-гаубицей.
Как-то в боях за Виславский плацдарм немцы, готовя контрнаступление, разбросали листовки «Завтра мы сбросим вас в Вислу: приготовьтесь пасти раков на морском дне». Но советское командование опередило фрицев. В 3 часа ночи грохнула сверхмощная пушка – это был сигнал к наступлению по всему фронту. И здесь наша артиллерия, авиация дали столько огня, что немцев не могли догнать – так резво они удирали. «В Германии, у местечка Цихер, немцы подбили 2 наших тягача. На «ничейной» полосе они остались. Нам дали задание доползти до машин и отремонтировать их. Делали все под огнем противника. Некоторые солдаты погибли, но тягачи встали в строй. За эту операцию я был награжден орденом «Красная звезда» - вспоминает Михаил Иванович. 

Навсегда сохранится в памяти последний штурм Берлина. Этот город-спрут яростно сопротивлялся, но дни фашизма уже были сочтены, наступательный порыв не могла остановить ни какая преграда. И здесь, в поверженной столице фашизма, советский воин, отпраздновав победу, регистрирует брак с полюбившейся ему Тамарой Родионовной. «Ради мира и счастья на земле, - говорит Михаил Иванович, - сложили мои товарищи головы, ради этого мое тело исполосовано шрамами». Михаил Иванович член КПСС с 1959 года. Умер 21 декабря 1991 года.
На искореженной стене поверженного рейхстага Михаил Иванович Князевич оставил свой автограф в мае 1945 года, потом вынул из вещевого мешка фотоаппарат, отошел на нужное расстояние и сделал несколько снимков, захватив в кадр снарядную выбоину в камне. Солдат был убежден, что выбоину сделал снаряд именно из его пушки. И только тогда, почувствовав усталость, опустился на широкие ступени, достал кисет.
Награждён Двумя орденами Красной Звезды,
Медалями «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», «За Одер – Ниссу – Балтику», медаль Польской народной республики, юбилейные. В послевоенные годы медалью «За трудовую доблесть».




























Комментариев нет:

Отправить комментарий