Мое Таврическое, отрывки из книги А.Д.
Колесникова (продолжение)
В
предвоенные годы пропагандистом передового опыта стала Всесоюзная
сельскохозяйственная выставка (ВСХВ). Развернулось соревнование за право
участия в ВСХВ. В 1939 году из Таврического района участниками ВСХВ стало 19
колхозов, 29 ферм, 59 передовиков производства. (стр 135) … Участниками ВСХВ
стали Трубчанин, Сгурский, Новикова, Капитон, Чеп, Савулей, Завьялова, свинарки
совхоза им. Харламова Агеева Л.И., Боровских Е.И., Кочерга Е.А., трактористы
Астафуров Ф.П., Баландин Д.И., Ольга Байдан из колхоза «Заря Востока» и многие
другие. Участники ВСХВ получали личные премии, медали выставки, высокую оплату
за достигнутые успехи. (стр 135)
Развитие
школьной сети.
Ликвидация
неграмотности стала одной из задач Советской власти. 26 декабря 1919 года
принят декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», в котором
ставилась задача обучить грамоте все население – от 8 до 50 лет. С
освобождением Сибири от колчаковщины началась реализация закона о ликвидации
безграмотности населения. Однако ограниченность средств и нехватка учителей на
селе сдерживали выполнение этого закона. Но уже с 1920 года открываются новые
школы, возобновляют работу школы, закрытые в годы Гражданской войны. В числе
первых были открыты школы в коммунах «Луч зари», «Свой труд», в Сибкоммуне, в
совхозе №26. (стр 136)
В
1928 году Советским правительством принят закон о всеобщем начальном
образовании. Увеличиваются ассигнования на развитие школ. (стр 137)
Сеть
школ продолжала развиваться, улучшалось их материальное обеспечение. С 1935 по
1939 год ассигнования на народное образование увеличились в два раза и в 1939
году составили 46% районного бюджета – 2314 тыс. рублей. Расход на одного учащегося
увеличился с 95 до 206 рублей. Особенно успешно развивались школы Сосновского,
Ново-Уральского и Харламовского совхозов, выросшие потом в средние школы с
хорошими коллективами. (стр 137-138)
С 1939 года средней школой стала Харламовская…(стр
138)
Важным
мероприятием в эти годы стало закрепление за школами земельных участков,
приучение детей к работе в поле. Таврическая средняя школа имела две пары волов,
две лошади, участок земли для выращивания овощей. В Новоселецкой школе было
засеяно 20 гектар, в Ново-Белозеровской 15 гектар. Полученные урожаи помогали
организовать питание школьников, приучивание к труду. Кадры учителей
пополнялись выпускниками институтов. Заочно учились работающие учителя. В 1941
году из 182 учителей уже многие были с высшим или незаконченным высшим
образованием.
(до 1939 годы некоторые выпускники
Харламовской семилетней школы продолжали обучение в Таврической средней школе)
В
предвоенные годы с введением семилетнего образования, увеличился отъезд ребят
для поступления в техникумы и училища г. Омска и других городов. Выпускники
Таврической средней школы пополнили ряды студентов институтов и военных училищ.
Дети неграмотных родителей теперь могли получать высшее и среднее специальное
образование. В семьях появились учителя, врачи, агрономы, инженеры,
высококвалифицированные механизаторы. Ежегодно до 100-150тчеловек кончали курсы
и получали специальности трактористов, комбайнеров, шоферов. Эти кадры в войне
и стали базой подготовки танкистов и других специалистов сложной военной
техники.
Повышение
грамотности стало одним из важных факторов подготовки нашей страны к обороне.
Грамотные призывники могли пополнять кадры командиров Красной Армии, а
прошедшие курсы трактористов, комбайнеров, шоферов давали отличное пополнение
нашим танковым и другим высокотехническим частям, которые сыграли важную роль в
достижении нашей победы в Великой Отечественной войне. (стр 138-139)
Новинки
деревенской жизни
С
развитием школьной системы в 20-е годы создается сеть
культурно-просветительских учреждений – изб-читален, клубов, киноустановок.
Деревенская молодежь всегда была горазда на выдумки, в организации встреч и
отдыха. В теплое время собирались в определенных местах, зимой в хатах на
вечеринки с гармошками, пели песни и плясали. В 20-е годы в этот процесс
вносятся новшества. Выделяются специальные помещения для собраний молодежи и
взрослых. Проводились чтения, доклады, самодеятельные выступления. Такие
помещения и получили названия избы-читальни. В них занимались школы по
ликвидации безграмотности, стали создаваться самодеятельные кружки.
Первая
изба-читальня была создана в Тавричанке, потом в Любомировке, затем в
Ново-Екатериновке, в совхозах. Создаются библиотеки, появляются штатные
работники в сельсоветах, в профсоюзных организациях. С началом раскулачивания
под избы-читальни передаются более обширные помещения, создаются клубы с
оборудованными сценами для выступления самодеятельных коллективов, делаются
попытки постановки спектаклей. В некоторых поселках и на производственных
участках открываются красные уголки с набором литературы. Входят в норму
проведение громких читок газет, даже художественной литературы. В совхозах
строятся специальные помещения для клубов. (стр 139)
В
1931 году в районе появилась первая киноустановка. С годами их количество
увеличивается. Кроме стационарных установок в райцентре и на центральных
усадьбах совхозов, работают передвижные киноустановки с показом вначале немых,
а потом и звуковых фильмов. Вошло в практику, когда колхозы оплачивали
демонстрацию фильмов и их просмотр устраивали на площадях. Устанавливали экран
и жители со своими табуретками и стульями приходили смотреть фильмы. Фильмы «Чапаев»,
«Мы из Кронштадта», «Трактористы» посмотрели тысячи селян. Мальчишки, посмотрев
фильм в своем селе, и когда узнавали, что просмотр будет в соседнем поселке,
спешили туда и по два-три раза просматривали фильмы «Чапаев» и «Трактористы».
Большую
работу проводили создаваемые сельские и профсоюзные библиотеки, привлекали читателей,
ходили по домам, устраивали громкие чтения. Увеличивались ассигнования на
приобретение книг. (стр 140)
Комментариев нет:
Отправить комментарий