Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и "суда". Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. Д. Лихачёв

воскресенье, 4 октября 2020 г.

Спасибо, школа, тебе!

 1 сентября исполняется 100 лет Харламовской школе. В первом официальном документе, обнародованном Зинаидой Васильевной Байджурак, начавшей свою педагогическую деятельность в Харламово, говорится, что в 1920 году в доме Телегина работает школа. Учитель Надежда Константиновна Кустова. В 1923-1924 учебном году в школе 32 ученика. Учитель Ефимия Ивановна Бессонова. А в следующем уже 63 ученика. Учитель Пелагея Васильевна

Семеновы И.И и А.Е. сидят в центре

Базурина, которая работает с 1924 по 1929 год.

И знания были крепкие

Яркими и важными страницами в истории народного образования нашего района является жизнедеятельность супругов Семёновых, Ианнуария Ивановича и его жены Анастасии Ефимовны. В 1934 году для школы в Харламово был построен саманный барак с семью классными комнатами, под руководством Ианнуария Ивановича школа становится семилеткой, а в 1939 – средней и в ней уже 440 учеников, работает 15 учителей.  В музее хранится краткая биография Ианнуария Ивановича, написанная рукой Анастасии Ефимовны. В ней отмечено, что Ианнуарий (сокращенно Юрий) Иванович родился в 1985 году в Казахстане. Начал педагогическую работу с 1917 года. «С 1919 по 1934 годы работал в своем родном селе Тарханке  Усть-Каменогорского района. С 1934 года по 1952 год в совхозе «Харламова» директором десятилетки. С 1952 по 1956 годы в совхозе №3 Омского района. В 1956 году пошел на пенсию. И.И. Семёнов имеет правительственные награды: медаль «За трудовую Доблесть» (30.03.1945 г.), медаль «За Добросовестный труд в годы Великой отечественной войны (1941-1945 гг.), орден Ленина (12 апреля 1949 г.). От общественности совхозов имеет Почетные грамоты».

Готовя эту статью, нашел в Интернете причину переезда Семеновых из родного горного района Казахстана в степное Омское Прииртышье. Семенов Ианнуарий Иванович был арестован 3 мая 1931 г. и приговорен тройкой при ПП ОГПУ в Казахстане 14 февраля 1932 г. к 5 годам исправительного трудового лагеря. Реабилитирован 27 октября 1989 г. Как удалось уже в 1934 году приехать в Харламово пока не известно. Для нашей школы приезд Семеновых – необыкновенная удача. Тёплые воспоминания супруги Семёновы оставили у своих учеников. Вера Петровна Купченко: «Вспоминается урок литературы. Его ведёт Анастасия Ефимовна Семёнова - грузная, пожилая женщина, в тёмной, почти монашеской одежде, с крупным, некрасивым лицом, но когда она начинает читать стихи, её глаза зажигаются удивительным ярким светом, лицо преображается и становится прекрасным. Как она читает. Артистка. Великолепная дикция, меняется ежеминутно тембр голоса. Её хочется слушать и слушать. Прозвеневший звонок раздражает, уходить с урока не хочется».

Схудобенов М.С. ведет урок физкультуры

Мария Николаевна Науменко, выпускница 1942 года: «Учиться я начала в 1935 году. Самое яркое впечатление той поры - школьная ёлка. До этого я на ёлках никогда не была. Учителя нарядили её втайне от нас, и когда всё было готово, пригласили ребят. Зашли мы в зал и … ахнули. Такой красивой нам показалась ёлочка. Многие ребятишки были в маскарадных костюмах, мы играли, пели, водили хороводы, одним словом - здорово!

Запомнила хорошо учителей Юрия Ивановича и Анастасию Ефимовну. Юрий Иванович был директор строгий, передать не могу, как мы его боялись, хотя не помню, чтобы он на кого-то прикрикнул даже. Он нам казался чем-то вроде Бога, такое преклонение было перед его авторитетом.

А разве можно забыть, как мы разбивали сад вокруг школы. Когда привезли саженцы, мне тогда досталась жимолость, ямки выкопали, кустики посадили, а на переменах на перегонки бегали их поливать и рыхлить землю. Поднялись наши кустарники, зазеленели, то-то было радости!»



В августе 1951года Харламовская школа-участница выставки ВДНХ. В музее хранится собрание сочинений Мичурина, с дарственной надписью: «За выдающиеся достижения в учебно-опытнической работе». Руководил всей работой кролиководов, овощеводов, цветоводов школы преподаватель биологии, директор Семёнов Ианнуарий Иванович. Константин Афанасьевич Рябинин писал: «В те же годы перед войной организовывались старшие классы и в Харламовской школе, которая стала второй средней школой в районе. Её организатором и первым директором был замечательный педагог-биолог Юрий Иванович Семёнов. Мы, молодёжь, восхищались его неутомимой общественной деятельностью, внимательно слушали его интересные и поучительные выступления на конференциях, педагогических совещаниях, читали его статьи в газетах, обращались за помощью и советом, перенимали его богатый опыт в воспитательной и учебной работе».

Анастасия Ефимовна в одном из своих писем писала Константину Афанасьевичу «Помню, что мы, харламовские, шли с вами в ногу, и знания у учащихся были крепкие…»

 


Самые лучшие дни в жизни

В свое время всесоюзный староста Михаил Иванович Калинин сказал: «Педагог — это инженер человеческих душ». В течение столетия в нашей школе работали и работают сейчас специалисты высокого класса, они создавали и создают условия для успешного интеллектуального, физического, нравственного развития личности обучающихся. В 2002 году на странице «Таврических новостей» Нина Горюнова (Витебская) из Алтая делится воспоминаниями: «Школа жила очень интересно, насыщенной жизнью, мы до самого вечера пропадали здесь: кружки, спортивные секции, комсомольская работа. Хотелось везде успеть.   Мы, дети, не были обременены другими заботами, а учителя, казалось, жили только школой. Низкий поклон вам, дорогие Мария Никифоровна и Георгий Иванович Никодимовы, Вера Петровна и Владимир Елисеевич Купченко, Раиса Илларионовна Васюта, Анфиса Григорьевна Авраменко (воспитатель в интернате), Анна Николаевна Назаренко, Виктор Григорьевич Строкин, Надежда Алексеевна Шиян, Римма Ефимовна Кононенко, Елена Григорьевна Беженарь, Федор Иванович Новиков, Николай Степанович Командыков». Виктор Григорьевич Строкин в 1966-1967 годах был директором Харламовской средней школы, а потом его перевели строить новую Таврическую школу. Николай Степанович Командыков впоследствии был назначен заведующим районным отделом народного образования.


В своем эссе профессор Российской Академиии Естествознания  Новиков Федор Иванович называет период трёхлетней «отработки» в Харламовской школе – лучшим педагогическим периодом в жизни: «Яркими страницами первых шагов педагогического опыта помимо уроков географии были: туристский клуб «Бригантина», школьный театр, краеведческая работа, многочисленные походы по соседним с селом Харламово населённым пунктам, где ставили спектакли, встречались с ветеранами, изучали историю края.  Летом члены «Бригантины» устремлялись в экспедиции по партизанским местам севера Омской области, совершали восхождения на вершины Кокчетавских гор Борового в северном Казахстане, где успешно действовал туристский лагерь «Молодость». Этому объединению мы уделяли особое внимание. Его поддерживало руководство района и хозяйств. За смену (до 10 дней; 7 смен) в лагере отдыхало и получало туристские навыки около 700 школьников.

Здесь готовились команды юных туристов, защищавших честь детского туризма на областных слётах. В 1967 году команда Харламовской средней школы – победительница районного слёта – заняла на областном туристском слёте в комплексном зачёте 3 место.

В районе успешно работал туристский клуб, который организовывал семинары, слёты, походы, встречи. Всем этим руководили выпускники пединститута Василий Григорьевич Гнеушев, Пётр Иванович Полоухин и автор этих строк. Наши дела пользовались поддержкой райисполкома, отдела образования (Замятин, Мартыненко, Слиньков П. П.). Традиции сохранились по сей день.

Следует отметить, что нас – туристский актив – поддерживал областной отдел образования, областной совет по туризму и экскурсиям и туристский клуб, областная детская туристско-экскурсионная станция. Нас привлекали к организации семинаров, туристских сборов, экспедиций. Мы представляли омский туризм на Всероссийских туристских слётах ДСО «Урожай».

В Харламовской школе я был назначен заместителем директора по трудовому обучению, но функционально, с лёгкой руки директора школы В. Г. Строкина, занимался воспитательной работой. А в 1967 году Министерством образования была учреждена должность организатора внеклассной и внешкольной работы. Мне нравилось работать со старшеклассниками, комитетом комсомола». А с каким уважением и восторгом вспоминают Федора Ивановича Людмила Степановна и Валерий Петрович Олейники, Галина Степановна Ратушная (Старшова), Валентина Николаевна Нагорная (Лотош), Василий Петрович Олейник и многие другие выпускники школы.

Книги приказов по школе – огромный источник информации и повод для новых воспоминаний. Приведу пару примеров. Приказом №28 по Харламовской средней школе от 19 сентября 1951 года объявлена благодарность с занесением в личное дело «за образцовое проведение физзарядки» Громковой Екатерине, Синевой Дине, Полякову Михаилу. Дина Сергеевна Качеева (Синева) мне помогала осваивать экономические, бухгалтерские тонкости директорской работы в начале восьмидесятых годов прошедшего века, когда я работал в Черниговской школе, она главным бухгалтером Ленинского сельского совета. А с сыном Дины Сергеевны Сергеем мы вместе участвовали в агитбригаде Неверовского дома культуры и побеждали на областных конкурсах под руководством Людмилы Текушан (Ткаченко).


Приказом №63 от 27 октября 1952 года объявлена благодарность «за отличную работу в тяжелых условиях, за выдержку проявленную в труде, за выполнение нормы на воскреснике на выгрузке дров ученикам Мартыненко, Ланкину, Литко, Гредневу, Тюшникову, Кузнецову, Суворову, Антонову, Фролову, Кошкинсу, Миланич, Чепенко, Байдуякову, Зяблову, Басову». За руководство на воскреснике по выгрузке дров объявлена благодарность работникам школы Савич А.А. и Схудобенову М.С. О Михаиле Семеновиче Схудобенове вспоминала в своем письме Анфиза Григорьевна Авраменко «В один год целый выпуск молодых учителей прибыл в школу и только один был юноша Схудобенов Михаил Семёнович. Он был физрук, баянист и художник, оформил всё в школе, но как было весело, какой был дружный коллектив, как все дети слушали и почитали молодого физрука». В Харламово учитель-фронтовик встретил свою супругу Валентину Гуркину, здесь же родился их сын Валерий.


«Это были и есть самые лучшие дни в моей жизни» - так в своем письме отзывается о времени, проведенном в стенах Харламовской средней школы выпускница 1963 года, студентка отделения географии и биологии Омского педагогического института Миняйло Валентина. «Особенно мне запомнился период моей учебы с 8 класса до окончания школы. Ведь наши ребята были очень активны. Вечера, концерты, воскресники и соревнования – всюду были наши ребята и девочки. Были очень дружны между собой и внимательны друг к другу». И далее Валентина отмечает особую роль учителей в воспитании класса, особенно Иосифа Петровича Рутковского и Елену Георгиевну Беженарь. Валентина Воронкова (Миняйло) после окончания института пришла работать в Любомировскую школу. В начале июня 2018 года пришло письмо из столицы Молдавии Кишинева от сына Елены Григорьевны Беженарь, в качестве подарка к 88-летию мамы он решил установить связь с ее коллегами по Харламовской школе. И подарок получился.


В газете «Таврические новости» от 25 ноября 2003 года Людмила Минашкина-Щеглова из города  Запорожье (Украина) восхищается своим классным руководителем и учителем истории Иосифом Петровичем Рутковским: «Мы слушали заворожено, хотелось слушать его бесконечно. Я до сих пор не пойму, почему была пара спаренных уроков машиноведения, а ни истории».  Людмила Степановна Олейник вспоминает «Когда я первоклассницей впервые пришла в школу, то во дворе среди шумной и радостной детворы увидела высокого, улыбающегося молодого учителя. Почему-то в памяти остался именно его образ. Ведь, это было так давно, еще в 1958 году. И мы учились тогда в старой одноэтажной школе, где в каждом классе стояли у стен подпорки, а углы зимой промерзали. Но я до сих пор помню его, казалось, он излучал вокруг себя радостную энергию. Это был учитель истории Иосиф Петрович Рутковский». В музее сохранилась переписка с Иосифом Петровичем. Это он «агитнул» родителей в Лобково в школе механизации и те переслали почтовым вагоном письмо Н.С. Хрущеву с просьбой о строительстве нового здания для школы. «Вопрос был решен положительно, - пишет в письме Иосиф Петрович, - потому что прихожу как-то на работу, а у нас комиссия. Вызывают меня «на ковер». Директор в шоке. Спрашивают строго: «Писал? О чем писал? Почему в известность не поставил обком партии? Как отослали письмо?» Объяснил все: школа в аварийном состоянии, нет условии для учебно-воспитательного процесса. «Иди», - грозно сказали. Комиссия была еще несколько раз. Меня опять вызывали. Потом оставили в покое. Я лично по сей день не знаю, что было написано в письме, потому что я не писал, а только агитировал...
Итак, появилась новая школа. Нас с женой в Харламово уже не было. Но старт был взят в Харламовской школе. Здесь я стал учителем и общественником, прошел хорошую школу становления учителя-личности и этим я всегда горжусь, это незабываемо.
Мы с женой, по сей день, считаем себя членами педагогического коллектива Харламовской школы. Здесь прошли профессиональную обкатку. За все большое спасибо, низкий поклон всем нашим коллегам».

Напомню, Харламовская школа стала средней в 1939 году, а нынешнее кирпичное здание было построено в 1964 году и приводило в восторг учеников того времени, еще бы, после саманного барака на подпорках. По проекту это типовая восьмилетняя школа на 360 учащихся, с учетом полной загрузки в две смены! Построить типовую среднюю школу все-таки средств не нашлось. А сегодня школа задыхается от нехватки учебных кабинетов, лабораторий, помещений для дополнительных занятий с учащимися.

 Моя школа


Каждый относится к школе по своему, а для меня Харламовская школа – это практически вся моя жизнь. 10 лет учебы и 33 года работы, из них 22 – директором. Бесконечно благодарен своим учителям, которыми были заложены во мне не только знания, но и стремление к постоянному самосовершенствованию, поиску новых интересных форм и методов работы. В первую очередь первой учительнице Лихацкой Ксении Семеновне, классному руководителю Васюта Раисе Илларионовне. Очень рад, что в этом году окончил нашу школу правнук Ксении Семеновны Никита Фомин и поступил туда, куда хотел и готовился, в танковый институт. Дочь Раисы Илларионовны Татьяна Алексеевна Баранова сегодня заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, очень добросовестная и трудолюбивая. А с внучкой Юлией мы сделали о бабушке исследовательскую работу «Судьба по распределению» о жизненном пути Раисы Илларионовны, с которой занимали призовые места на районных и областных конкурсах. И еще, Юлия первой в Харламовской школе получила президентскую премию за победы в областных конкурсах, в этом большая заслуга и ее руководителя Смагиной Инны Георгиевны. А я продолжаю вспоминать своих учителей, учителя математики Никодимова Мария Никифоровна и Воронин Павел Николаевич, оба фронтовики. У Марии Никифоровны на уроках всегда был отдельный сборник более сложных математических задач, который часто оказывался на моем столе после того, как выполню общие задания. А немного глуховатый, Павел Николаевич, замечательно объяснял сложные понятия и теоремы в 9 и 10 классах. Русский язык и литературу в пятом классе виртуозно вела неподражаемая и искрометная Купченко Вера Петровна, а с шестого класса подруга Веры Петровны, замечательная Мартынова Римма Павловна, это она сказала мне после последнего звонка 25 мая 1976 года пророческие слова: «Олег, запомни, самые красивые девчонки в Харламовской школе». Это к ней мои одноклассницы ходили в Таврическое в роддом пешком, чтобы поздравить с новорожденным. Муж Риммы Павловны Николай Михайлович Уманец, замечательный музыкант и заядлый рыбак, организовал при школе ансамбль баянистов, помогал нам создавать первый школьный вокально-инструментальный ансамбль. По решению комитата комсомола школы, деньги, заработанные на уборке картофеля в учхозе №2, мы потратили на приобретение электрогитар, усилителей, микрофонов, барабанной установки. Я тоже ходил на занятия музыкального кружка, изучал нотный стан, но потом понял, что это не мое. А парни Валерий Фирсов, Михаил Смагин, Петр Сиряк, Александр Косицын, Владимир Румыну заиграли, запели на школьных вечерах, на танцах в Доме культуры.


Учителя истории менялись в нашем классе практически каждый год, больше всех нас гонял по хронологии на «грампластинке» Никодимов Георгий Иванович, а еще директора Павел Дмитриевич Кабаков и Константин Васильевич Сенчик. А вот биологию и химию последние годы вели две симпатичные выпускницы педагогического института Валентина Сергеевна Ремаренко (впоследствии Тиханова) и Валентина Павловна Монастырская (впоследствии Воронкова). Только они иногда ставили мне единицы в журнал, не выдерживал, подсказывал мучающимся у доски (сидел на первой парте).

Английский язык – головная боль директоров школы и учащихся, учителя менялись иногда по два раза в год. Но к концу моей учебы положение стабилизировалось и заполнились две ярких личности: Виктор Фридрихович Бриль и Елена Алексеевна Кравченко. Высокий и стройный с шикарными рыжими усами Виктор Фридрихович побывал на стажировке в Англии, что в те времена была большая редкость, и очень любил рассказывать о своей поездке. А еще он прекрасно играл в баскетбол, ходил с нами по вечерам на секции в спортзал. Владимир Елисеевич Купченко с улыбкой вспоминал, как Бриль возмущался деревенским молоком: «Городское выпил и бутылка чистая! А после деревенского приходится долго отмывать…» Интересный рассказчик Виктор Фридрихович впоследствии преподавал иностранный язык студентам СИБАДИ. А потом к нам пришла спокойная и красивая, очень умная и тактичная Елена Алексеевна, которая покорила своей доброжелательностью не только наш класс, всех учеников школы. Ей пришлось помогать нам устранять все пробелы в знании английского языка.


Отдельная благодарность учителю физкультуры Владимиру Анатольевичу Сорокину, с появлением которого у меня появилось желание ходить на уроки (я и тогда был полным) и на спортивные секции. По вечерам «пропадали» в спортзале. А еще команда нашего класса по шахматам, в которую кроме меня входили Виктор Старшов, Виктор Кульбашний, Дмитрий Гунько, неоднократно побеждала на районных турнирах «Белая ладья» и выступала на областных соревнованиях, тренировал и сопровождал нас всегда Владимир Анатольевич.

Мария Алексеевна Шараева вела у нас географию, Владимир Елисеевич Купченко – обществоведение, Елизавета Романовна Агафонова и Надежда Алексеевна Шиян - пение, Геннадий Петрович Шиян – труды.


Вспоминая свои директорские годы, хочу отметить, что мне повезло с педагогическим и ученическим коллективами. Прежде всего не болела голова за иностранный язык, более 30 лет вела английский и немецкий языки в Харламовской школе Вагнер Мария Ивановна, здесь родилась и получила среднее образование ее дочь Юлиана. Несколько лет прожили в одной комнате с Марией Ивановной Смагина Инна Георгиевна и Кривошеина Татьяна Александровна, с тех пор дружат семьями, помогают и поддерживают друг друга. Творческие, инициативные, энергичные учителя составляли и сейчас оставляют основной костяк команды. Это математики Осина Мария Арсентьевна, с которой мы упорно отстаивали работы наших медалистов, и Купченко Владимир Елисеевич, делегат всесоюзного съезда учителей, а также основатель школьного научного общества «Поиск» Сипий Ольга Владимировна, сын которой Иван Александрович сейчас возглавляет нашу школу. Много добрых отзывов выпускников о филологах Купченко Вере Петровне, Олейник Людмиле Степановне, Горбуновой Любови Александровне, Гриненко Галине Владимировне. Победителей районных олимпиад и призеров областных по истории, обществознанию, праву готовила Фещенко Наталья Ивановна, а по биологии Чердынцева Валентина Михайловна, Елена Борисовна Захарченко по технологии. Учитель начальной военной подготовки, а потом основ безопасности жизнедеятельности Смирнов Владимир Павлович ежегодно пополнял выпускниками школы военные училища, и наши офицеры достойно несли и несут службу. Трое из них, Чесноков Евгений, Барановский Владимир и Ткаченко Игорь награждены орденами Мужества. В том, что выпускники успешно поступали в военные училища есть заслуга и учителя физкультуры Олейника Валерия Петровича, экзамен по физической подготовке выдерживали все.


Я смотрю на стенды в музее и говорю огромное спасибо супруге Владимира Павловича Лилии Альфредовне, все записи сделаны ее рукой! А в лаборатории всегда лежали плакатные перья и много стеклянных пузырьков с разноцветной тушью. Я благодарен за многолетнюю добросовестную работу своим заместителям Барсуковой Ольге Николаевне и Олейник Людмиле Степановне, учителям физики Заболотнему Александру Ивановичу и Иноземцевой Надежде Викторовне, социальному педагогу Емченко Ольге Ивановне, учителям начальных классов Маркер Татьяне Александровне, Шрайбер Марине Ивановне, Кривошеиной Татьяне Александровне, Котовой Людмиле Ивановне, Поповой Галине Викторовне. А библиотекарю Нагороной Валентине Николаевне еще и благодарность за воспитание дочери, Москаленко Юлии Анатольевны, талантливого организатора школьных дел.

 

Если окажетесь в Париже

4 февраля 2019 года на электронную почту школы пришло письмо из Франции с просьбой подтвердить стаж работы в школе. Энергичная и общительная Ирина Валентиновна Орлова проработала в нашей школе учителем английского языка немного больше года и в ноябре 1980 вышла замуж и уехала в Москву, в 1982 году покинула Советский Союз, жила и работала на родине мужа в Руанде. После трагических событий в 1994 году поселилась во Франции. «До сих пор храню теплые воспоминания о своих учениках и коллегах в Харламово» и послесловие «Если окажетесь в Париже, буду рада вас видеть и пригласить вас на обед».

А вот в Санкт-Петербурге в 2017 году нас с супругой неожиданно пригласили на прогулку по Царскому селу, а потом на ужин. Мы приехали на педагогический форум на день раньше, погуляли по культурной столице, а вечером выложили фотографии в «Одноклассниках» и тут же получили сообщение от выпускницы Харламовской школы 1975 года Татьяны Петрищевой (Сидоренко) о том, что она недалеко от нашей гостиницы живет и предложение встретиться. Сколько было воспоминаний! Мальчишки и девчонки с улицы «Пятилетка» Старшовы, Загорские, Сидоренко, Тимохины, Юрковы – все мы друзья детства.


Знаю, что если окажемся в Германии, то там тоже нас ждет много интересных встреч с коллегами, друзьями, выпускниками школы. Постоянно интересуются делами школы, посещают блог музея учителя начальных классов Зеленко Надежда Ивановна, Агафонова Елизавета Робертовна и ее дочь Наталья Васильевна, а также совершенно замечательная старшая вожатая Вигель Ирина Юрьевна. 

К вечеру встречи выпускников 2017 года мы с учащимися школы создали виртуальную карту «География мест проживания и трудоустройства выпускников Харламовской школы Таврического района Омской области». Результат получился очень интересный, выпускники проживают от Владивостока до Калининграда в России, а также в Германии, Казахстане, Молдове, Армении, Украине, Туркменистане, Латвии, Эстонии, Швеции, Португалии. А год назад Виталия Вебера пригласили работать в швейцарскую фирму, занимается предпродажной подготовкой электропоедов. Стал работать по той специальности, которую получил в Омском транспортном университете.

Тысячи учеников прошли через Харламовскую школу, среди них много учителей, преподавателей учреждений высшего и среднего профессионального образования, юристов и водителей, экономистов и простых рабочих. Главное – они все помнят о своей школе, о своих учителях. Спасибо, школа, тебе!



О. Кривошеин, учитель математики и краевед.

Напечатано  №35 от 4 сентября 2020 г., №37 от 18 сентября 2020 г., окончание еще не напечатано.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий