Дороги
жизни.
Вера Петровна Купченко – учитель четырех поколений харламовцев, отличник образования РСФСР. Один их ее учеников однажды написал: «Есть хорошие учителя, у которых слышно, как мухи на уроках жужжат. А у нашей Веры Петровны мухи не жужжат! Они её слушают». Эта фраза стала крылатой и была напечатана в газете «Слава труду». С тех пор много воды утекло, жизнь изменилась, только Вера Петровна, кажется, все та же – слушать ее одно удовольствие: грамотная речь, поставленный голос, а сколько тепла и любви к ученикам! - Я тут родилась, выросла, работала и на пенсию вышла. 54 года за учительским столом, - говорит она. - Самой не верится в мой такой большой учительский путь, получается, бабушек учила, мам, детей и внуков. Вера Петровна улыбается. Приятно вспоминать то время, когда работала, спешила, учила и жила яркой, активной жизнью. Сама определяла себе задачи и шла к ним, ведя за собой целый класс умных и старательных, сорванцов и лентяев, разных, одним словом. На мой настойчивый вопрос о трудных школьниках отвечает легко: - Конечно, всякие ребята были: и ругала, и в угол ставила, и родителей вызывала, и все же мне везло – хорошие у меня ученики были. И работа мне моя очень нравилась, я с огромным удовольствием шла на работу. Группы по 30 человек два раза в год с кем-нибудь из учителей в паре возила по туристическим путевкам. Весь Советский Союз объехали, брала всех, не отбирала, и никто меня ни разу не подвел, – и вдруг вспоминает, смеется. - Была одна история. В одной из поездок две девушки-старшеклассницы, заселившись в гостиницу, не пришли на место сбора в контрольное время – не было тогда сотовых телефонов, пейджеров и прочих переносных средств связи. Вера Петровна с ребятами обошли все побережье, опросили всех прохожих и, наконец, вызвали милицию. Но все безрезультатно, а тем временем наступает ночь. Вера Петровна первый раз за долгое время расплакалась. Наверное, устала уже немолодая учительница и позволила себе эту слабость. Глядя на нее, заплакали все девчонки группы, ее напарница – дело должно было закончиться вселенским За учительским столом потопом, но горничная вдруг предложила: - У меня есть запасной ключ от их номера, давайте зайдем, посмотрим, может, записку оставили. В номере записки не обнаружилось, но были найдены эти самые девчонки, мирно спящие в своих кроватях. Бывала Вера Петровна с ребятами в Москве, Ленинграде, Сочи, Киргизии, путешествовала по Золотому кольцу, Кавказу. Жили в Севастополе и Симферополе, прошли по Иртышу до самого Салехарда…
Подарки судьбы
Мужа и первого, и второго Вере Петровне подарила школа. Алексей проходил срочную службу, когда его в числе других военнослужащих зачислили в вечернюю школу, где и преподавала Вера Петровна. Студентка заочного отделения 4 курса пединститута первое время робела, заходя в класс, где за детскими партами с трудом размещались 30 солдат – все они после окончания службы собирались поступать в институт, ее задача была их приготовить. Но страха своего она не показывала и вскоре заслужила уважение. Пропадая в школе – уроки, проверка тетрадей, дополнительная нагрузка, по ночам придумывала простые способы запоминания сложного материала, разбирая на примерах то, что рекомендовано к заучиванию наизусть. Сейчас бы сказали, учила думать. Алексей с товарищем помогали молодому педагогу проводить литературные вечера для школьников, обеспечивая музыкальное сопровождение – играли на музыкальных инструментах, пели. А еще Алексей чаще других приглашал ее на вальс, когда по субботам их часть устраивала танцы под духовой оркестр и на паркете встречались старшеклассники, педагоги. Вера Петровне очень нравились такие вечера: духовой оркестр играл самые разные музыкальные произведения, а солдаты, хозяева площадки вели себя галантно, тем самым подавая пример ее старшеклассникам. Алексей стал ее мужем, это с ним она уехала в другой конец страны, где тоже работала учителем словесности. В 1964 году Вера Петровна вернулась домой - как раз подоспело новое здание только выстроенной школы, где и работала уже до выхода на пенсию. Тут нашла свою судьбу - Владимир Елисеевич был направлен в Харламовскую школу учителем математики. Родом из Сибкоммунны, окончил Ачинское военно-летное училище. Военный штурман отработал положенный срок и, окончив с отличием физмат пединститута, пошел работать в школу. Работали, растили детей – шутка ли три сына. - Вся жизнь прошла в школе, - говорит Вера Петровна. Владимир Елисеевич был заядлым садоводом. Какие диковинные растения только не росли на их участке! А цветов сколько! Он выписывал журналы, книги по растениеводству, изучал, даже поступил в сельхозинститут на факультет агрономии. Переписывался с такими же увлеченными людьми со всей страны, обменивался с ними саженцами, семенами. 10 лет назад, к большому сожалению, Владимир Елисеевич ушел из жизни. Горько. Наверное, теперь уже как-то пережито. Но накатит иной раз – грустит Вера Петровна, не верит: почему так случилось. За огород волнуется – при нем он цветущий сад, а она одна разве справится, да еще и ноги подводят – болят. - Но марку надо держать, - говорит она. Хорошо сыновья рядом, снохи. - По первому зову приезжают, - говорит Вера Петровна, - не забывают, помогают. В огороде такой порядок, что школьников на экскурсии по воспитанию аккуратности водить можно.
События
- Моя педагогическая жизнь была полна интересных событий, – говорит Вера Петровна. Многие из которых придумывала сама. Они ставили сказки, озвучивали спектакли. И удивительная особенность, замеченная ею еще в первые годы работы, доказывала себя: ребенок, не сумевший выучить наизусть программное стихотворение, перевоплощаясь в роль, назубок выдавал огромные монологи, рассказывал так, что хотелось плакать от умиления, от чувств и эмоций. Она водила детей в походы и на экскурсии, учила любить природу и замечать перемены в ней. Разведгруппа с самого начала весны дежурила на Иртыше, боясь пропустить ледоход. С его началом школа закрывалась на день – ребята во главе с педагогами шли смотреть ледоход – как огромная силища сбивает льдины в кучи и гонит прочь. Игры, жареная картошка, песни у костра – все это нужно детям как воздух, считает мудрый педагог, это впечатления, это дружба, это любовь к своей малой Родине. Вера Петровна - большая выдумщица, она могла заинтересовать, кажется, любого, достучаться до самого холодного сердца, чтобы уже навсегда поселить в нем добро и уважение. Она сочиняла частушки и загадки, устраивала выставки прикладного искусства, угощение блинами, хороводы и пляски. Она приглашала военнослужащих со станции Стрела, курсантов танкового училища, ветеранов Великой Отечественной войны - воспитывала в детях нравственность. Как признается, такие же педагоги – мудрые, внимательные окружали ее всегда. Первый директор, с которым работала, вряд ли был гением педагогической мысли, а психологию, во всяком случае школьную, придумали многим позже, но ни с одним ребенком он не разговаривал с высоты своего роста – всегда садился напротив. - На диван к директору, - так в их школе обращались к нашкодившему ученику. Юрий Иванович выходил из-за директорского стола, садился на диван, рядом усаживал ученика и начинался «разбор полетов». Дивана боялись, директора уважали, дисциплина была крепкой. У Веры Петровны она тоже была всю жизнь. И добивалась она ее не окриками и командами, а интересом и уважением к детям. - Мне везло. Получалось, - уже прощаясь, говорит Вера Петровна. - А жизнь она знаете какая? И рассказывает историю, когда под Новый год всем классом отправились они в Сочи. Метель разыгралась. На автобусе доехали до Лобково и забуксовали. Еле-еле на поезд успели. Пять дней пути - это мелочи, если то игры, то конкурсы, то беседы задушевные и вот, наконец, Сочи с цветущими кустарниками, бесконечными цветочными полями и голубым озером, в котором если искупаешься, всю жизнь счастливым будешь – так после каникул на школьной линейке отчитывались ее ребята о поездке. Самым звонким был Сергей Чесноков - теперь полковник в отставке, награжден двумя орденами Мужества. Я не знаю, купалась ли в озере, делающем человека счастливым, Вера Петровна – не спросила. Счастье свое, я думаю, она заработала. Добрым сердцем, внимательным взглядом и большим уважением к людям, с которыми работала, в которых вкладывала частицу себя.
О семьях, стаж которых более 50 лет, многодетной матери, взрастившей четырех сыновей и дочь, Валентине Барановской, о человеке труда Иосифе Рупп читайте в следующем номере газеты. Продолжение следует.
Юлия
ЛЕЩИНСКАЯ.
“Таврические
новости” 16 июля 2021 г. №27 (10571)
Комментариев нет:
Отправить комментарий