Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и "суда". Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. Д. Лихачёв

воскресенье, 9 августа 2020 г.

Золотое детство

 Опубликовано в газете «Таврические новости» 14 июня 2019 года №14 (10455)

Рубрика «О том, что сердцу дорого»

Все чаще и чаще в последнее время в памяти всплывают воспоминания. Вот мы – я и мой брат Миша и соседские ребятишки строим в снегу длинные тоннели. Жили мы рядом со школой, и к школьному забору наметало много снега, вот мы и строили баррикады, сколько было перекопано снега, а как было это интересно и весело. Вспоминаю лето. Жара, теплый дождь, и мы снова вместе, да по лужам босиком вприпрыжку падаем и снова бежим. Кюветы были чистые, покрытые спорышом, ногам приятно, да в теплой воде, а сейчас почему-то и летом дождь холодный. А в какие игры мы играли! Лапта, чиж, штандер, классики, садовник, глухой телефон – все интересные, веселые. У соседей играл проигрыватель, из открытого окна звучали модные в то время песни в исполнении Робертино Лоретти, Муслима Магомаева. Как нам было весело и хорошо!

За нашей улицей начинался совхозный двор: коровники, конюшня, кузница, шорная, Мы побывали везде. Кузнецом работал П.К. Корякин. На наших глазах он делал подковы, зубья к боронам, тут же подковывали лошадей. Дальше была шорная, там стояли телеги, сани и плетеные кошевки, на стенах -  ремни, хомуты, принадлежности для упряжки. Работал там дядя Леня Терещенко. А какая была конюшня! Лошади в стойлах, дорожки посыпаны опилками, а под стеной ларь с кормом – овес с горохом. Мимо мы пройти не могли, выбирали и грызли горох. Конюхом был Филипп Петров. Свою работу он выполнял исправно.

Продолжая дальше свой путь, подбегали к подгорку на Иртыш и бегом по лугу до речки, почему-то она называлась «Бабская», купалась в ней одна детвора. Ныряли за ракушками, доставали их со дна и на солнце. На обратном пути заходили в лес рвали дудки, жевали, высасывая нектар. Вот и обед. На пути домой расстилалось поле без конца и без края, рос овес, но Боже упаси подойти и сорвать. Подъедет дед Макар и заставит плясать под удары кнута.

На селе работы хватало всем и на ферме, и в поле. А еще был совхозный огород, хозяйкой которого была Е.Л. Зеркалий, выращивали капусту, помидоры, огурцы. Работали там в основном женщины, а летом и мы – ученики. Получали зарплату, что было подспорьем для семьи.

Помню, в честь 50-летия Октябрьской революции на коньке крыши новой мастерской было выложено «50 лет», вечером эти цифры и буквы светились красным светом, их было далеко видно. Радостно было на душе, мы ждали чего-то нового. Это было золотое детство.

А как велось строительство: возвели двухэтажную школу, затем детский сад, огромный клуб, появилось много нового жилья. В конце шестидесятых за селом пробурили две скважины с термальной водой, на выходе она была 36 градусов. Был вырыт котлован, в который поступала эта вода. Для нас это было раздолье, мы могли там купаться в теплой воде до глубокой осени. Затем вырыли много прудов. Шла грандиозная работа по разведению карпа, личинки которого и сеголетки реализовывали в Омской области и Казахстане. Заведующим рыбным хозяйством был мой отец Владимир Максимович Смагин, трудился он в рыбопитомнике до выхода на пенсию. Я тоже работала там лаборантом 20 лет.

Прошли годы. Все стало по-другому. Поля заросли, фермы разграблены, рыбное хозяйство разрушено. Наверное поэтому всплывают из памяти картины из детства – света и добра. Но все-таки не покидает надежда на лучшее. Может быть, еще возродятся села, и все будет, как прежде в нашем детстве.

Людмила Назаренко, с. Харламово.

Комментариев нет:

Отправить комментарий