«Русская
китаянка» Мария Николаевна Тихонюк из Харламова – о любви и ненависти, о своем
народе и непростой истории семьи.
За границей царской империи
Немного остается Марии Николаевне до
восьмидесятилетия, а она, как и прежде, похожа на девочку – маленькая, изящная,
с крошечной ножкой. Односельчане называют её «китайка». Она усмехается:
-
По отцу я – японка, по матери – русская с польскими корнями. А Китай всю жизнь
перевернул…
В середине ХIX
века по царскому указанию началось очередное принудительно- добровольное
переселение донских и оренбургских казаков на Дальний Восток. Позднее, часть
станиц поехала жить в китайскую Маньчжурию, где постепенно усиливалось русское
влияние. Среди этих переселенцев были и родные Марии Николаевны.
Казаки с насиженного донского приволья на
чужие сопки отправлялись неохотно. Но наделов не хватало – дети рождались, а
земли не прибавлялось. Да и нужны были царю надежные люди на Востоке –
осваивать земли Дальнего Востока, границу укреплять. Так образовались в
Маньчжурии русские поселения: Драгоценка, Щучье, Дубовая, Ключевая, Трехречье.
- Во главе с есаулом Орловым выехали служивые
за прежние границы царской империи, - рассказывает Мария Николаевна. – Я – то,
впрочем, родилась многим позже, но мать, бабушка много чего мне поведали. Все
шепотом – вслух тогда говорить было страшно. Казаки ведь люди государевы. Жены
их ружей держать не умели. Но говорили: если нет мужиков, бойся вил казачки.
Вот фотографии посмотри, наши семейные: 19
век – начало 20, женщины, подбоченившись, как будто сказать хотят:
«Только подойди». Ну и досталось им, конечно.
Обосновывался казачий народ тяжело.
Получив обмундирование, месячный паек да по 15 рублей на служивого человека,
мужчины сразу взялись стеречь границу. Бабы да ребятишки вели хозяйство,
осваивали земли.
- Думали, на несколько лет, оказалось, на
целую жизнь. Мама в Россию в 50 лет
вернулась, а родилась по пути на Дальний Восток, - вздыхает Мария
Николаевна. – Перебивались люди на новом месте
с воды на квас. Жили, как могли, но веру в царя не теряли. Все больше благодарили государя. Помню, шибко
бабушка хвалила его за то, что в Пасху от его имени по куличику всем раздавали.
А царь про них больше и не вспоминал. Как железную дорогу построили, так и
вовсе забыл. Может, сгинули, думал. А они, ничего, поднялись понемногу. Не дала
им, конечно, жизнь наша плечи расправить, но держались, как могли.
«
За японца сосватал батюшка….»
Выжить переселенцам помогла железная
дорога. Транссибирскую магистраль строили долго – почти десять лет, а чтобы
соединить ее с Уссурийской, решили ускориться – провести линию через
Маньчжурию. Китайско-Восточная железная дорога, как назвали этот участок,
выпрямила Сибирскую Магистраль, сократив её длину на 514 верст. Вокруг дороги
строили станционные здания, жилье. Появились первые заводы: стекольный,
кирпичный. Одной из первых построили школу с полным пансионом. Еще раньше –
храм.
- Храм православный построили сразу, как ни
трудно было, - женщина улыбается. – Батюшка-то с матушкой и решили маму
сосватать, ей тогда только-только 18 исполнилось. Японец Иноуэ, отец мой, на 25
лет её старше. Но денежный, обходительный, грамотный. В наших краях тогда
строителей, инженеров, ученых много было, их со всего мира на возведение
Китайско – Восточной железной дороги везли. Мать – добродушная, спокойная, -
замуж вышла безропотно. Да и в раю оказалась.
Иноуэ увез молодую жену на север Китая, в
город Цицикар, где у него была своя лесопилка. Жили в особняке, ездили на
извозчике, посещали дорогие рестораны, вели светскую жизнь.
Уже потом, в Омске, сын Николай как-то
рассказал маме о «Маяке» - лучшем в советское время ресторане города Омска. Она
удивилась: что за забегаловка? В Китае меню не подавали, только поклон и
вопрос: чего госпожа желает? А дальше называй, что вздумается. Рассказывала:
китаец приносит живую рыбу, она выберет, тут же убьют и приготовят. Свежие
продукты в их доме оказывались, будто сами по себе, всегда лучшие и точно в
срок. Яблоки, завернутые в рисовую бумагу, стояли в подвале свежие, без единой
червоточинки. Купили радио – дикая роскошь для того времени. Имели свою
фотокамеру, что уж совсем редкость, к ней - личного фотографа. Бывала мать в
Японии. Первый ее ребенок, мальчик, сгорел в два года от дизентерии, лучшие
врачи города помочь не могли. С большим перерывом родилась я. Отец вскоре умер
– оказалось, болел сахарным диабетом. Прах отправили в Японию, хоронили там.
Особняк испарился, средств к существованию не стало. Родственники отца поначалу
матери помогали, потом требовать стали: отдай девочку, молодая, родишь еще.
Схватит маленькую дочь, Любовь Яковлевна
вернулась в Хайлар. Поселок к тому времени пополнился сибиряками, бежавшими из
России от раскулачивания, которые, впрочем, часто попадали в поле зрения ЧК,
после чего пропадали.
- В Сибири тогда, считай, все кулаками были,
потому что работать умели, нищенствовали только лодыри да неумехи, - считает
Тихонюк. – Нажитое терять не хотелось: гнали скот по реке Аргунь, на телегах
везли скарб. Граница была вольная:
хочешь – заходи, хочешь – выходи. Ребятишки на русскую сторону бегали –
послушать наших, посмотреть. Коровы, бывало, в другое государство пастись
уходили, пока хозяин не хватится.
« Может они нас спасали…»
В 1932 году все изменилось – Китай
оккупировали японские войска. А в 1935 –
м, советское правительство и вовсе продало Китайско – Восточную железную дорогу
Японии.
- И нас, значит, вместе с ней. – Вздыхает женщина. – Я потом читала много:
мол, в целях сохранения мира на Дальнем Востоке. Скотину, что у границы
паслась, японцы постреляли. Казармы поставили, доты строить начали. Население
Китая обирать стали да в армию свою сгонять. Приезжих мужчин под ружье
поставили – монголов, бурятов. Казаков почти не трогали. Но брат мой
двоюродный, который хотел перейти границу на советскую сторону, пострадал. А
еще больше матери его, тете Марфе, досталось - за –пособничество – сухарей
насушила сыну в дорогу – её японцы истязали пытками: заливали в рот воду, клали
на ноги доску и прыгали впятером. Ноги отбили, так ползком и жила. Выла все –
то ли от душевной боли, то ли от физической. Пытки новая власть применяла ко
всем, кто казался ненадежным. Семьями народ вырезали. Звери! Им себе харакири
сделать ничего не стоит, а уж другому, тем более врагу…. И к нам с проверкой
часто приходили. Вели себя вежливо, ничего не скажу, разувались в коридоре,
кланялись долго. Только ничего не значило это – убить могли так-же вежливо.
О том, что началась Великая Отечественная
война, «русские китайцы» не знали – вестей из России не поступало. Только под
оккупантами и им жилось несладко:
- Если в Союзе лепешки из крапивы в войну ели,
то мы только на них и выживали. Сначала японцы обирали, потом наши, русские
пришли уже в 1945, тоже кормить надо было. Советские войска шли вроде как с
Победы, только опять на войну – на Восточный фронт. Злые: кто семью потерял,
кто – себя. Благо, наши быстро японцев усмирили, хотя готовились те тщательно –
доты под землей строили, оборонительные укрепления с боеприпасами, продуктовыми
складами. Подорвали все, когда отступили, чтоб русским не досталось. А еще
тротила везде наложили, он на вид - как
мыло. Сколько же простого люда на нем подорвалось! Весь поселок, так,
поди, не только наш, в крови был. А еще
какая-то взрывчатка была, на сахар похожая. Помню, мальчишка соседский подбежал
к «сладенькому»… Вот ведь жизнь. Мне уже скоро 80, а ему 6-7 лет так и
осталось… До сих пор китайцы говорят: «Спасибо
русскому брату, что японское иго прогнал». А я все думаю: может, это нас
спасали, ведь тогда в Китае почти 600 тысяч русских было?
После освобождения многих «русских китайцев»
сослали в лагеря. Через 10 лет реабилитировали, правда, большинство –
посмертно.
- Некоторым повезло – в 1953 году, после
смерти Сталина свидетельства о рождении выдали. А это уже надежда: может, и
домой когда разрешат, - лицо Марии Николаевны светлеет. – Мы в Хайлар
переехали, там русскоязычную школу открыли. 7 классов женской семинарии я
окончила. Главные науки - шитье, вышивка, кулинария, три языка, музыка.
Китайского не преподавали, не знала я его никогда, только выругаться и могу.
Был у нас свой клуб, иногда к нам китайские парни захаживали, посмотреть, как
танцуем. Их–то девки плясать не обучены.
Но женихов мы из своих выбирали, из русских. Я шитьем увлеклась сильно, с 15-ти
лет мастерила платья, к ним туфельки, сумочки. Богатые китаянки, что табунами верблюдов владели, мне
заказы делали. Отчим Иван Ильич Джан Дэ Фу, по матери Волгин, у китайцев
разнорабочим был, лес пилил. Пока можно, ездил на север, то есть на русскую
территорию, на заработки. Работал везде, где можно. Токарил, слесарил, рыбу заготавливал,
по тайге охотником-промысловиком хаживал, добывал куницу, белку в глаз бил.
Доходил до Баргузина, что в Забайкалье.
Новая
жизнь дома
В
1955-59 годах Советское правительство разрешило нечаянным изгнанникам вернуться домой, на освоение целинных земель.
Но только русским, способным подтвердить свою национальность, а главное,
благонадежность, что сделать было крайне трудно, ведь тогда даже образование
было поводом для отказа. Многие решили, что проще отправиться в Австралию,
Палестину, Турцию, на Филиппины, в Бразилию, Боливию, Парагвай, Аргентину.
-
Мы домой сильно хотели, натерпелись без Родины, - утирает слезу Тихонюк. – С
собой через границу разрешили взять только то, что унести сможешь. Фотокарточки
отбирали, жгли. Ломали грампластинки антисоветских певцов: Петра Лещенко,
Леонида Утесова. В вагонах для скота, сначала китайском, потом русском,
отправили нас в сторону Казахстана, главного целинного края. Высадили по
дороге, в Черлакском районе Омской области. Стали поднимать совхоз « Медет». «Русским
китайцам» медалей не давали. Они не считалось покорителями целины – просто
первыми, кто взялся распахивать омские земли. И стар, и млад с утра до утра,
невзирая на погоду, готовили место для тех, кто должен был прийти за ними.
Ветра, морозы, болезни, смерть… К окончанию
«целины» семье Новак, как и многим другим, уехать разрешили, но
паспортов так и не дали.
- Куда без документов? Отчима приняли в совхоз
– рабочие руки сильно нужны были. Да не просто рабочие, мастеровые. Ему что
крышу покрыть, что ведро из жести согнуть – все было по силам. Не очень
грамотный, но терпеливый, выносливый, как все китайцы. А землю любил – сад,
огород, охоту, рыбалку – как русский. Всеми сельскими специальностями владел –
токарь, тракторист, слесарь, сварщик,
механизатор. Когда Омский аграрный институт только комплектовался,
поступило новое импортное оборудование. Собирать оказалось некому, кроме него –
почти вся техника на кафедре механизации через отцовы руки прошла. Комбайнером
работал, себя не жалел, результаты
хорошие показывал. Председатель, по наивности, его к ордену Ленина
представлял, только не дали высокой награды китайскому подданному. А он никак
не мог избавиться от китайского гражданства. Без малого 20 лет писал в
посольство КНР, получал отказ. А в 1975 году после уборки выпил крепко,
начертал на китайском паспорте матерные слова, высморкался в него и отправил в
посольство. Протрезвев, сложил в мешок нательное, сухарей приготовил…. Но ему
вдруг выдали советский паспорт. Мама пела тогда, отчим на балалайке играл….
Мария Николаевна встретила будущего мужа, Николая Ивановича
Тихонюка, на танцах в профессиональном училище №30 почти 50 лет назад. Жили,
первое время, в бывшей деревне
Кирпичное, после переехали в Харламово, где и живут до сих пор. Почти 30 лет
Мария Николаевна отработала портнихой в местном комбинате бытовых услуг, родила
и вырастила троих сыновей.
-
А в Китае я с тех пор не была и не хочу – вдруг не разрешат вернуться…-
Признается она. – Боялись мы всю жизнь. Мать так и не оправилась. Работала сторожем в свинарнике, хотя
могла преподавать в школе литературу, музыку, английский, французский, немецкий
языки. Но всё старалась быть незаметной - от греха подальше. Только перчатку
кружевную, с молодости сохранённую, в кармане фуфайки всегда носила
в носовой платочек завёрнутую, всё к себе прижимала. Страшно жить без
Родины…
Юлия
Лещинская.
Таврические
новости от 29 января 2016 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий