Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и "суда". Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. Д. Лихачёв

пятница, 1 мая 2015 г.

Омичи, поэты, фронтовики


Урок-конференция, посвященная поэтам-омичам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (среди участников конференции члены команды Взвод Памяти Московченко Вадим, Удодова Ксения, Инт Евгений , Кривенко Дарья)
Конференцию подготовлена и проведена под руководством Васюта Елены Дмитриевны - заведующей Харламовской  сельской библиотекой.


 Пришел и рухнул, словно камень,
Без сновидений и без слов,
Пока багряными лучами
Не вспыхнули зубцы лесов,

Покамест новая тревога
Не прогремела надо мной.
Дорога, дымная дорога,
Из боя в бой, из боя в бой...
1944? Георгий Суворов
 МЕСТЬ Мы стали молчаливы и суровы.
Но это не поставят нам в вину.
Без слова мы уходим на войну
И умираем на войне без слова.

Всю нашего молчанья глубину,
Всю глубину характера крутого
Поймут как скорбь по жизни светлой, новой,
Как боль за дорогую нам страну.

Поймут как вздох о дорогом рассвете,
Как ненависть при виде вражьих стад...
Поймут — и молчаливость нам простят.

Простят, услышав, как за нас ответят
Орудия, винтовки, сталь и медь,
Сурово выговаривая слово: "Месть!"
1943? Георгий Суворов
 Николай Копыльцов и Иосиф Ливертовский окончили Омский педагогический институт почти в одно время – один в 1939, другой – в 1940. Оба писали стихи, оба погибли на фронте. Оба почти забыты сегодня. И если стихи Ливертовского ещё печатаются в сборниках «Имена на поверке», то имя Николая Копыльцова памятно лишь его немногочисленным друзьям и краеведам. 
http://golosasibiri.ru/almanah/vyp_1/006_vyner_002.htm
 Иосиф Ливертовский… Его краткая биография уместится в несколько строк. Родился 20 мая 1918 года в Херсонской губернии. В 1921 году его родители перебрались в Омск. Читать он научился с пятилетнеого возраста, вместе со старшими ходил на школьные утренники, где бойко читал на память стихи Пушкина и Лермонтова. Учиться в школе начал сразу со второго класса, а в третьем уже пытался писать стихи. В 1927 году родители Юзика вступили в колхоз и в течение 8 лет жили в 35 километрах от Омска. Дети остались в городе – заканчивать школу. Но каждое лето собирались домой – помогать по хозяйству. Юзик работал вместе со всеми в поле. В 1935 году, уступая настояниям матери, он поступает в Ленинградский институт водного транспорта. Стихов писать он не бросил. Проучившись меньше года, он оставляет институт и в 1936 году поступает в Омский педагогический институт на факультет литературы и языка. В 1940 году Ливертовский окончил институт и был призван в армию. Служил в Новосибирске и Бийске. В 1943 году был направлен на фронт, где находился с мая по август этого года. Десять дней августа 43-го стали последними днями его жизни.
 Николай Тихонович Копыльцов родился в 1917 году. Детство и школьные годы прошли на Алтае. Коля рано научился читать. А уже в семь лет он сочиняет сказки, и сам записывает и зарисовывает их.
 Николай Васильевич Банников – школьный друг Коли, а затем писатель, вспоминает: «он жил стихами, поэзией,  постоянно размышлял о ней. Дома у него был шкаф, набитый книгами; там я увидел такие сборники стихов и такие фолианты по истории литературы, каких, по тем временам мне, наверное, долго бы ещё не привелось увидеть. Имена поэтов, в школьных программах не упоминаемые, были ему как бы родными, не говоря уже о классиках, о Маяковском и Есенине. Он звучным своим прекрасным голосом читал наизусть целые страницы Баратынского и Тютчева, Блока и Брюсова, Белого и Хлебникова, Ахматовой и Зенкевича».
Алый шёлк широко развернули,
Стали строже удары сердец.
На почётном стоит карауле
У заветного стяга боец.
Боевое, гвардейское знамя,
Я тобой, как победой горжусь,
Я к тебе припадаю губами, -
Я целую тебя и клянусь:
Если, споря с бедой грозовою,
Ты костром зашумишь надо мною,
Только в сердце раненье сквозное
Не позволит идти за тобою.
Лучше пусть упаду без сознанья
По-гвардейски – лицом к врагу,
Только б реяло красное знамя
На удержанном берегу.
Знаю я, - кто, сражаясь, умер –
Навсегда остался в живых.
В этом сдержанном шёлковом шуме,
В переливах твоих огневых.
И. Ливертовский

Комментариев нет:

Отправить комментарий