Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и "суда". Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. Д. Лихачёв

понедельник, 14 февраля 2022 г.

О чем шумят берёзы

 Слово Родина имеет множество синонимов: Отчизна, сторона отцов, родная сторона. Один из синонимов — колыбель. А совсем рядом слова — родной, близкий, любимый.

   В летний зной радуют нас своей прохладой березовые колки, что раскинулись среди раздольных полей вокруг села Харламово. И каждый имеет свое название. Старожилы помнят, что возле озера Беляево до начала 60-х годов 20-го века существовали аул Беляево, хутор Вещур. В Купаленский лес дети со всей округи ходили летом купаться, а взрослые здесь из белой глины изготавливали саман для строительства жилья. В Бардельском лесу была деревня, жители ее держали скот и птицу, выращивали хлеб. Был и свой ток. Дети и внуки Тамары Гуркиной-Сидоровой, Нины Даньчишиной-Сидоровой, Леонида Сидорова, Надежды Шрайбер живут и по сей день в Харламово (бывшем хуторе Телегина).

   Сейчас мало кто знает, что Стрельцов лес носит имя Василия Стрельцова — первого жителя деревни Присада, заядлого охотника, последним покинувшего свою деревушку в лесу. Присада была первым отделением совхоза им. Харламова. Рабочие занимались земледелием. Был свой ток (заведовал им Григорий Губа), зерносушилка, своя электростанция — хозяйничал здесь Василий Иноземцев — местный Кулибин — он построил ветряк для подачи воды из колодца, позднее, с 1950 года до начала 60-х годов, существовала начальная школа, где работала Тамара Лаврентьевна Емельянова-Герасимова.

   Татьяна Шведенко-Смагина вспоминала, что после седьмого класса работала прицепщицей на посевной. Называла трактористов: Александра Леонова, Гавриила Тараненко, Василия Кабаченко, Николая Шведенко, Виктора Суздаля. Бригадирами тракторной бригады в разное время работали Степан Корнеев, Иван Иноземцев, он же был и механиком. На комбайнах работали братья Владимир и Андрей Шкляр, Федор Кабаченко, а во время войны работала трактористкой Анна Малушко, жена Владимира Шкляра, а штурвальной на комбайне у Анны Алексеевны была Мария Мартыненко.

   В большой конюшне держали лошадей, так как машин не было, на них подвозили зерно к сеялкам, а осенью от комбайнов на ток. Ухаживал за животными конюх Иван Шрайбер.

   Мастером на все руки слыл Константин Карякин, не было детали, которую он бы не смог восстановить. Был и свой птичник. В нем работала Мария Иноземцева-Парийчук.

   В селе построили магазин, клуба не было, но молодежь собиралась на танцы и игры в помещении конторы.

   По дороге в Таврическое, справа за селом,в березовых колках до середины 70-х годов тоже была деревня. На месте свинарников, кормокухни, кузницы, бани, колодца с воротом, который вращала лошадь, ходившая по кругу, рядом простиралась деревенская улица, а теперь на этом месте расположен кирпичный завод иностранных рабочих.

   Долгие годы с весны до глубокой осени разворачивала свой культстан вторая бригада. Рабочие сеяли на тракторах, комбайнами убирали урожай. Здесь и обедали, и заправляли технику топливом, производили мелкий ремонт.

   Население поселка работало на свиноводческой ферме. В четырех больших свинарниках выращивали свиней, кроме того, отдельно содержались лошади и волы, они нужны были для подвоза кормов, соломы вывоза навоза. Бригадирствовал Афанасий Игнатьевич Пасько. Воду с речки возила Мария Кривошеина, свинарками работали ее дочери Рая и Валя, трактористом — сын Виктор.

   В 1937 году здесь стоял один барак, где и жила эта дружная семья. Через год приехали Надежда Овечкина, Агафья Егоркина, семьи Матюшенковых и Петра Ристо. Во время Великой Отечественной войны и началось строительство свинарников. Постепенно вырос поселок, открылся магазин. Потом начали съежатся люди.

   Я сама родилась в этой деревушке. Знаю каждую тропинку в лесу, помню буйное марево цветущей черемухи, маленькую печку во дворе и вкус картошки из чугунка.

   В трех километрах от Харламово стоит хутор Стольный. Здесь жила и работала на маслозаводе Лукерья Агеева с семьей.

   До середины 60-х годов продержалась деревушка Три Хатки (или Треххатка). Свое название она получила от того, что до революции здесь жили три хозяина и стояло три землянки. Последним жителем оставался дед Куялов — финн по национальности — он разводил курей. С 1932 по 1949 годы здесь трудилась полеводческая бригада, занимавшаяся выращиванием зерновых культур.

   Недалеко от названных поселков, на опушке леса, находилась Салотопка. Здесь тоже когда-то кипела жизнь. В 1933 году селяне заложили фруктовый сад, ухаживали получали отличный урожай яблок-полукультурок. В коптильне коптили мясо и сало. В конце 50-х годов там оставалась одна семья. В начале 60-х годов начали быстро строить камышовые и засыпные дома на двух, трех, четырех хозяев и переселяли людей из бараков и небольших населенных пунктов на центральную усадьбу. И эти деревеньки, хутора, поселки начали исчезать с карты и из памяти людской.

Валерий Олейник

Есть много песен, величающих столицы

А я селом своим хочу гордиться.

Степенно здесь течет Иртыш-река,

Ходили берегом казаки Ермака.

Стоит и до сих пор мое село

Следы других с годами занесло.

Исчезли с карты в буйном вихре лет,

Не всяк старик тех сел отыщет след.

Край мой родной с березонькою белою,

Что во поле стоит невестою несмелою,

Иль ветви опустив вдовою сирою,

Качается над дедовской могилою.

Людмила и Валерий

ОЛЕЙНИК.

с. Харламово.

 Таврические новости, 4 февраля 2022 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий