Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и "суда". Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. Д. Лихачёв

воскресенье, 30 января 2022 г.

Притяжение гончарного круга

 

Говорят, можно бесконечно смотреть на три вещи: как горит огонь, течет вода и … А вот насчет третьей есть разные мнения. Наш вариант — это вращение гончарного круга. Ну разве не волшебство, когда обычный кусок глины на твоих глазах превращается в полезное или просто красивое изделие? В Харламовском сельском поселении чуть было не ушедший в прошлое промысел развивают молодые. 

Гончарная мастерская при Харламовском ДК «Магия скудельника» только начинает свою работу медленными, но уверенными шагами. В субботний день мастерская встретила нас детскими голосами, на удивление — девичьими. Оказалось, работать с глиной любят даже девчонки.

- Это наша история, - говорит одиннадцатилетняя Яна Зверкова, она занята изготовлением сувенирной кружки, на которую будет нанесена карта села Харламово.

- А как здорово, когда из ничего получается шедевр, - вторит ей Лера Балакина. - Я в «ТикТоке» видела. - «ТикТок» делу не мешает, скорее, помогает, ведь идею для своей работы вполне можно подсмотреть в Интернете, особенно на первых порах, пока нет опыта, - говорит Николай Тихонюк, заведующий Харламовским Домом культуры. Под его руководством девочки — кто за гончарным кругом, кто за ручной лепкой — постигают азы ремесла. Совсем скоро первые работы пойдут в муфельную печь для обжига при температуре свыше тысячи градусов. Пройдя закалку, глиняные ангелы, рыбки, птички перейдут в сушильный шкаф. И только потом будут готовы к росписи.

- Мы пока учимся лепить простейшие вещи, только осваиваем процесс центрирования за кругом. Я помогаю, потому что это самое сложное для начинающего гончара. Если он научится, изделие получится. Если глина будет гулять — оно порвется, скособочится, будет некрасивым, - объясняет нюансы гончарного дела Николай Николаевич.

Сам он родом из теперь несуществующей деревни Кирпичное Харламовского поселения, где был большой кирпичный завод. Кроме изготовления основной продукции, рабочие занимались гончарным делом. В каждом доме поселения тогда были глиняные свистульки и прочая сувенирная продукция и, конечно, глиняная утварь. Помнит Николай Николаевич и старьевщика на улицах родной деревни — у ребятишек он забирал ненужные веши, обменивая их на яркие, расписные глиняные игрушки собственного изготовления. А как они звучали!

Вера Петровна Купченко, ветеран педагогического труда, одна из старейших жительниц села, вспоминает:

- В Харламовском поселении когда-то было очень развито художественное творчество — изобразительное искусство, резьба по дереву, чеканка, плетение из лозы, керамика. Предметы из глины всегда были востребованы, а керамические изделия, выполненными своими руками, несут магию тепла, доброты, любви, раскрывают исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрируют его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы, являются частью истории.

Теперь же не только истории, но в действительности. Возрождение гончарного дела стало возможным благодаря фонду президентским грантов. 370 тысяч рублей выиграл Харламовский Дом культуры на возрождение старинного ремесла. Районное софинансирование проекта — более 500 тысяч рублей. Деньги освоены, произведен ремонт помещений, их переоборудование под гончарную мастерскую и подсобное помещение, на котором с уверенностью, работают начинающие мастера.

Алина Загидуллина и Катя Павлусенко уже имеют опыт работы с материалами. Это они в компании других участников под руководством Николая Николаевича в летний период занимались заготовкой глины, да и «гончарят» с самого открытия мастерской.

- Глина проходит долгую обработку, ей нужно время, чтобы вылежаться, вызреть, - рассказывают девочки.

Знающие люди называют готовую для лепки массу глиняным тестом.Николай Николаевич демонстрирует мелкое сито, через некоторое водный раствор глины (она разведена до консистенции «молоко»), в старину это делали ногами, теперь значительно быстрее, используя для перемешивания электродрель, процеживается и помещается в специальную емкость, где после проверки на различные примеси и вкрапления лежит и оседает — ненужная вода из нее уходит.

Татьяна Чебану за электрическим гончарным кругом, их в мастерской четыре — что получится, пока не знает, но сам процесс завораживает. Из куска практически грязи в ее руках рождается что-то похожее на вазу. Наверное, у наших бабушек не было такого маникюра, как у Татьяны, но девушке длинные декоративные ногти не мешают ни в чем, а значит, и гончарное дело освоит без потерь для красоты.

Сегодня занятия с глиной для детей — это развитие мелкой моторики рук, логического мышления, фантазии и, как ни удивительно, ответственности. Для взрослых — это психотерапия. Работая с живым материалом, извлеченными из недр земли, человек как бы соприкасается с природой, получая заряд энергии. Когда взрослый опускает руки в глину, он абстрагируется от внешнего мира, сосредотачивается на своих внутренних ресурсах. Гончарство по своему терапевтическому воздействию можно сравнивать с прогулкой по лесу, отдыхом на берегу моря. То, что контакт с природой спасает от усталости, эмоциональной истощенности, не нуждается в доказательствах. Так просто и так важно! Двери гончарной мастерской открыты для всех желающих независимо от возраста.

 Справка

Гончарное ремесло зародилось еще в древние времена. Многочисленные археологические находки подтверждают, что первые вылепленные вручную изделия из глины принадлежат эпохе неолита. Сохранившиеся до наших дней прочные глиняные фигурки и предметы быта в самых ярких красках рассказывают об истории развития древнего ремесла, которое со временем развилось настолько, что стало искусство.

Таврические новости №2 (10597) от 21 января 2022 года.

Фото со страницы Харламовского Дома культуры https://vk.com/public175359941

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий