Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и "суда". Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. Д. Лихачёв

вторник, 23 ноября 2021 г.

Память о родных в моем сердце жива

  В редакцию пришло письмо из Иркутской области, прислала нам его Тамара Ивановна
Денисова, внучка Алексея Сергеевича и Евдокии Федоровны Молчановых из Харламово. Очень она просила опубликовать ее письмо, ведь родных ее в Харламово все знают, хоть в живых их уже и нет, но помнят. Да и она там детство провела, в 1959 – 1960 годах была старшей пионервожатой в Харламовской школе, 32 года учила детей в начальной школе, в районную газету писала больше ста раз о школе и о людях хороших.

   Родилась я в Новосибирской области в 1935 году, помимо меня в семье было еще три сестры: Валя, Люба и Аля. Но остались у родителей только я и старшая Валя. Незадолго до начала войны отец Иван Иванович повез нас поездом в Киргизию «на яблоки». До сих пор помню цветущие города Средней Азии, которые проезжали. В поезде Аля заболела и умерла. Мы остановились в каком-то ауле, жили в маленькой саманной хатке. Когда началась война, мне шел шестой год, а отцу 32-й. На фронт он ушел сразу. На войне моего отца судьба хранила, о нем через много лет даже в газете написали, как о храбром защитнике Родины. Ефрейтор Иван Денисов прошел пол-Европы, был в Польше, форсировал Одер, брал Берлин. Награжден медалями «За взятие Берлина», «За победу над Германией», «За боевые заслуги» и другими.

   Мы с мамой перебрались на окраину Канта, жили на квартире у солдатки тети Кати. У нее тоже дети были – Нина и Вовка. Мамы наши от зари до зари работали в поле, выращивали овощи. А мы дома сидели голодные, ждали, чего они нам принесут кушать. У нашей мамы от жары часто болела голова, мы боялись, что она может умереть, а нас отдадут в приют. Сестра Валя должна была дома сидеть – охранять квартиру. Я одно время на площадку ходила, там худо-бедно кормили. Дома мамы варили кормовую сахарную свеклу, которую воровали. Целыми днями мы купались в арыке, сушились на солнце. Играли тряпочками, которые называли громким словом «мануфактура». У местных девочек были платья, а у нас нет. Раздеты, разуты. Мама сшила мне платьице из бинтов, связала подследники, кто-то дал кожу, подшила – вот и обувь. В таком виде с холщевой сумкой в 1943 году я пошла в первый класс вместе с Ниной. Маме на работе дали старенький букварь, который в первый день я рассматривала при свете луны у окна. Из кукурузы мама сделала бусы – это был счетный материал. Валя в это время уже окончила два класса. Две зимы мы не ходили в школу – не в чем было. Когда писать научилась, отцу на фронт печатными буквами письма писала. Однажды наша мама, Антонина Алексеевна, написала своим родителям в Харламово: «Девочки мои, как ягодки, только кормить нечем».

   Мамины родители сделали нам вызов. Так в апреле 1944 года мы приехали в Харламово, здесь я пошла снова в первый класс, а Валя в третий. В школе на кормили синим борщом с подмороженной картошкой, ели в классе за партой. Оценки ставили свекольным соком, писали разведенной сажей. А каким было счастьем на линейке за хорошую учебу получить тетрадь или простой карандаш. Мне однажды даже книгу дали «Морские рассказы».

   Дедушка мой Алексей Сергеевич Молчанов прошел финскую и гражданскую войну, в мирное время был кузнецом, его уважала вся округа. Он был очень добрым и спокойным человеком, много чего делать умел. К нему все несли что-нибудь ремонтировать, платили продуктами. Бабушка Евдокия Федоровна в военное время шила шинели для солдат. Вместе они вырастили детей, помимо мамы было две сестры – Нина и Шура и четверо сыновей – Иван, Петр, Дмитрий и Алексей, они участники Великой Отечественной войны. В одной избе нас жило девять человек. И всем всего хватало, жили дружно. А бабушка все время нас с Валькой подкармливала – то по яйцу даст, чтоб никто не видел, то еще что-нибудь.

   В Харламово мама работала на огороде, овощи выращивала. Разговоры всегда были лишь об одном – о разгроме ненавистных фашистов, о долгожданной победе, по нескольку раз перечитывали письма с фронта, делились новостями.

   Милое, дорогое Харламово… сколько эвакуированных приютило, обогрело и вырастило оно. Сюда приезжали из Латвии, Литвы, Румынии, Молдавии, Киргизии. Первым с фронта домой вернулся мамин брат дядя Митя, лейтенант, он в школе военное дело на преподавал. Вторым пришел старший сержант дядя Леня, танкист. Он был ранен в обе ноги и в шею, близко к сонной артерии. Помню, как вечером сели за стол, а я на коленки к дяде Лене уселась. Так меня отругали, что я такая большая залезла на колени, ведь у него ноги прострелены.

   Хорошо помню 9 мая 1945 года. Я во втором классе училась. В этот день я то и дело выбегала из хаты на улицу, посмотреть не идет ли где мой отец. Нет, не идет. Возвращаюсь в дом, сижу, вновь выбегаю, всматриваюсь. Нет. А он в Берлине в это время был. Домой вернулся в ноябре 1945 года. Мне тогда было 10 лет. Всю свою мирную жизнь отец был строителем, его фотография украшала Доску почета.

   Я стала учительницей, как когда-то мечтала в детстве. Теперь я уже ветеран труда. Этот год для меня юбилейный – 20 октября исполнится 80 лет.

   Мои бабушка и дедушка Молчановы похоронены в Харламово, там же дядя Ваня, тетя Шура и мои родители Денисовы. А жизнь продолжается, идет своим чередом. Светлая память участникам Великой Отечественной войны, низкий вам поклон, ветераны!

Тамара ГОРМАКОВА (Денисова),

Иркутская область.

Таврические новости от 31 июля 2015 г.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий